«Ты сделала — держи лопату и копай»: как стать генеральным директором в 24 года
Валерия Матюхина, генеральный директор компании «СберТройка» и победитель рейтинга «30 до 30» в номинации «Управление», рассказала в интервью Forbes, как молодому руководителю управлять большой компанией с госучастием, как искать технических специалистов в условиях высокой конкуренции и как ее карьера набрала такую скорость
Валерия Матюхина окончила бакалавриат направления бизнеса и менеджмента и магистратуру по управлению инвестиционными программами в ВШЭ, а также школу финансов МГУ. Карьеру начала в 2017 году с должности аналитика инвестиционной службы Московского метрополитена. За год доросла до заместителя начальника службы. Отвечала за подготовку метрополитена к чемпионату мира по футболу в 2018 году.
В 2019 году Матюхину назначили замначальника службы Московских центральных диаметров (МЦД). Она руководила созданием единой билетной и тарифной системы МЦД и метро, а также реорганизацией билетной системы на пригородном железнодорожном транспорте.
В 2020 году Валерия Матюхина работала над созданием «СберТройки», совместной IT-компании Сбербанка и правительства Москвы. После запуска стала ее генеральным директором. «СберТройка» занимается развитием билетных систем и запуском карты «Тройка» в регионах.
— Как получилось, что тебя в 24 года назначили генеральным директором «СберТройки»?
— Три года назад «Московский транспорт» получил международную премию Transport Ticketing Global Award за лучшие билетные решения в мире. И тогда к нам обратился первый регион, Тульская область, которая попросила сделать [у них] так же. И мы поняли, что накопили достаточно опыта, который можно тиражировать в другие регионы, а может быть, даже в другие страны.
Моей задачей было найти технологического партнера, который поддержит этот опыт, который будет заинтересован в его развитии, и таким партнером выступил Сбербанк. Тогда это было еще на уровне идеи, я помню, что мой руководитель сказал: «Ну, вообще не факт, что что-то получится». Во-первых, началась пандемия, во-вторых, это достаточно сложный и концентрированный рынок, и нам нужно было предложить что-то действительно прорывное. В итоге все получилось, и через год, в декабре 2020-го мы уже зарегистрировали компанию.
— Были ли другие кандидаты на пост гендиректора? Как ты думаешь, почему выбрали тебя?
— Если они и были, то я про них не знаю. В принципе вся стратегия, которая тогда была заложена, была разработана мной. Но, что удивительно, я вообще не думала о том, что меня могут пригласить на должность генерального директора. Мне казалось: «Какой классный проект, я могу им поуправлять». А потом мне сказали: «Ну, ладно, ты сделала, вот держи лопату и копай».