Чтобы не потерять веру, убеждал себя: это опыт. Пусть неудачный, но опыт

Коллекция. Караван историйЗнаменитости

Сергей Степин. Без обид

Каждый раз после очередного провала я преодолевал себя, не просто вставал с колен, а буквально отжимался от земли. Чтобы не потерять веру, убеждал себя: это всего лишь опыт. Пусть неудачный, но опыт...

Беседовала Екатерина Бойко

Фото: из архива С. Степина

Сергей, как у тульского парня появилась страсть к театру? Ваша семья никак не связана с творчеством.

— Да, я родился в семье, никак не связанной с творческими профессиями. Родители работали на заводе: мама делала самовары, папа комбайны. Хотя был один человек в нашем роду, у которого было творческое увлечение, это брат моего деда по маминой линии. Небедный человек, во владении которого находились огромные яблоневые сады и даже мельница. Но еще он занимался фотографией. Несколько карточек, датированных 1900 годами, перешли ко мне по наследству. Некоторые из них, конечно, потрепались, но там можно прочесть надписи, например: «Рады приветствовать Ваше сиятельство на нашем празднике». Он снимал свою комнату, природу, сады, деревенских баб... Вот, собственно, и все, что связывает мою семью с творчеством.

В моей биографии все началось с музыки. Я, как девяносто процентов ребят середины семидесятых, мечтал быть участником какого-нибудь ВИА. Если в компании кто-то неплохо пел, кто-то играл на гитаре, а кто-то знал аж четыре аккорда — этого было достаточно, чтобы организовать самодеятельный ансамбль. Однажды ко мне пришел друг и спросил, не хочу ли я играть на барабанах. А это же просто мечта! Но для того чтобы хотя бы дотронуться до заветных палочек, нужно было поиграть на балалайке в оркестре народных инструментов. Пошел учиться в музыкальный кружок. Если честно, балалайка не самый солидный инструмент, когда тебе кажется, что ты уже взрослый, девчонки обращают внимание. Но пришлось согласиться, потом уже были барабаны и классическая гитара. А когда у нас во Дворце пионеров открылся набор в джазовый оркестр, я впервые увидел саксофон, который меня буквально заворожил, научился играть на нем, потом на кларнете и на джазовых барабанах. Позже мы с друзьями создали ВИА с громким названием «Эхо времени».

В армии. Фото: из архива С. Степина

Ну а моя страсть к театру началась с удивительной истории. Во времена нашего детства администрация школы устраивала обязательные культмассовые мероприятия, в том числе и походы в театр. Так в седьмом классе мы попали на спектакль про декабристов — не самая молодежная история, но я был поражен до глубины души и игрой актеров, и самим действом на сцене. Пока остальные дети носились по фойе и бежали в буфет за пирожками, я, переборов свою природную стеснительность, нашел режиссера Владимира Александровича Богатырева и высказав свое восхищение, попросился к нему на занятия. Тот ответил: «Прекрасно. Но ты еще слишком молод, приходи на следующий год». В следующем году я действительно поступил в его студию при театре. К сожалению, спустя четыре занятия наш педагог решился на переезд из Тулы, а студию закрыли. Тем не менее я успел одной рукой прикоснуться к актерству и узнал некоторые закулисные технические моменты. Понял, что значит учить текст, что нужно оставаться в форме и что бы ни произошло, артист должен выйти на сцену, хотя мне так и не довелось туда ступить. Спустя тридцать лет я нашел Владимира Александровича в РАМТе. Конечно, он меня не вспомнил, хотя про нашу студию не забыл. В любом случае, я поблагодарил этого человека, который оказался спичкой, зажегшей в моем сердце любовь к театру.

Уже к концу девятого класса я точно знал, что в моей жизни есть два пути: музыка или театр. Кстати, учился я средне, но набирал баллы за счет артистизма. Мне нравилось учить литературные произведения и стихи. Иногда учительница по нескольку раз просила продекламировать какое-то стихотворение, заканчивалось все аплодисментами. Любой предмет можно рассказать, если ты делаешь это уверенно и с выражением. Помню, на экзамене по английскому мне достался билет с вопросом про какой-то пленум КПСС и продовольственную программу. Как открыл его, за голову схватился, думаю: «Господи, как же я это отвечать буду?» К счастью, нам разрешали передать мысль любыми словами, без зубрежки. Я рассказывал, ничего толком не понимая, но с таким артистизмом, что ответил на отлично. Параллельно с учебой в школе играл в оркестре. Мы давали небольшие концерты, работали на танцах и немного зарабатывали. У нас был замечательный вокалист и очень красивый парень Андрей, с длинными черными волосами, спадающими с плеч. Я со своим носом не очень вписывался в эту идиллию красоты. Конечно, были и девчонки, мы дружили, но в то время нам гораздо интереснее было говорить о работе, о музыке. Я как-то не очень женихался, к тому же был стеснительным.

— Чем занялись после окончания школы и как попали на театральную сцену?

— У меня оставалась пара месяцев до армии, так что сначала пошел работать на завод, где трудилась мама, делал самовары. Потом началась служба в Казахстане. Очень хорошо помню, как уже ближе к дембелю стоял на посту. Была холодная зима, и я, кутаясь в воротник шинели, впервые задался вопросом, что делать дальше. Можно, конечно, продолжить музыкальную карьеру. Но у нас профессиональным потолком было выступать в ресторане и хорошо этим зарабатывать, тем более что игра на гитаре приносила мне удовольствие. Ну а дальше-то что? Меня этот вопрос очень смутил. Второй вариант — не отказываться от своей мечты покорить театральную сцену. Театру можно посвятить всю жизнь. И как-то очень легко я выбрал второй путь, после этого все завертелось... Вернувшись из армии, отправился искать работу в театрах. Просто подходил к руководству и говорил: «Здравствуйте! Я хочу работать у вас, кем угодно». В Театре драмы для меня места не нашлось, а вот в Тульский ТЮЗ приняли... осветителем. Там же звуковиком работал мой приятель Валера Сальков. Вместе мы записались в театральную студию и настолько втянулись в это дело, что каждую свободную минуту проводили там. Причем мы не только репетировали и выходили на сцену, но и своими руками собирали, разбирали и красили декорации, шили одежду, мастерили реквизит. Поэтому до сих пор мне несложно помочь монтировщикам с декорацией или привести в порядок и сложить свой костюм. В студии за нас это было делать некому, ты сам отвечаешь за свой реквизит. Параллельно я продолжал играть в оркестре. Старался везде успевать, пока меня не поставили перед выбором. На тот момент мы уже делали спектакли и выходили на сцену. Однажды руководители оркестра мне сообщают, что послезавтра концерт, нужно репетировать с группой. Говорю: «Вы извините, но сегодня у меня спектакль и я должен уйти пораньше». В итоге они запирают нас в репетиционном зале, а сами уходят. Ключа нет, но я понимаю, что мне нужно любыми путями выбраться отсюда. Поэтому вылез через форточку и сбежал. Было не страшно, что отругают, даже что выгонят. Главное — успеть в театр. Для меня пропустить спектакль было верхом неуважения к искусству. Потом пожурили, но ничего страшного не произошло. В конце концов все поняли, что я пойду по актерской дороге. Педагоги нашли в себе силы это принять и больше мне никогда не препятствовали.

Фонд Сергея Безрукова . Спектакль «Казанова. Ars Vivendi». С Сергеем Безруковым. Фото: Екатерина Цветкова/Photoxpress.ru

К моменту поступления я уже был достаточно известным артистом в Туле, играл в «Ромео и Джульетте», на спектакль «Сирано де Бержерак» вообще билетов было не достать. Дело, конечно, не во мне, у нас в студии был прекрасный мастер, режиссер и актер Александр Константинович Белов. Я до сих пор пытаюсь осмыслить его методы работы. Представьте, мы репетируем спектакль, ни о каких вахтерах тогда не было и речи, вдруг открываются двери и заходят ребята-металлисты, в цепях, накрашенные:

— Ну, че тут у вас, театр, что ль?

Мы в шоке и уже готовы броситься в драку, выкидывать их, но Белов поворачивается и говорит:

— Да, театр. Садитесь, ребята... А вы продолжайте работать. Репетируем!

Те посидели и ушли, на следующий день опять приходят, потом еще через день. И вы знаете, с каждым приходом их прически становились все человечнее и человечнее. Через три месяца наши металлисты вышли на сцену со шпагами. Нам потребовалась массовка, и они с удовольствием принялись постигать азы фехтования. Потом им доверили говорить пару слов, и они даже фразу «Здравствуйте, проходите» репетировали со всей ответственностью, стоя за кулисами. Вот так наш мастер совершил чудо, изменив уличных хулиганов. Театр — это волшебство.

— Театральная студия — это хорошо, но как же образование?

— Моя история с поступлением в театральные вузы длилась лет пять. Чтобы не терять времени, поступил в Тульское культпросвет училище. Ну а во время вступительных экзаменов сначала атаковал московские институты, так как там просмотры начинались раньше, потом ездил в другие города. Максимум доходил до второго тура. Сейчас я, конечно, понимаю, что выбрал для поступления очень странную программу, с которой обычно выпускаются из театрального института: читал шекспировского Гамлета и финальный монолог Сирано... Тогда мне это казалось сильным, а на самом деле в студенчестве даже прикасаться к таким произведениям не стоит. Ну нет у двадцатилетнего парня ни опыта, ни жизненного груза. Поступать нужно с басней. Но проблема моя заключалась не только в репертуаре. В школе кроме всего прочего я занимался боксом, бегом, тяжелой атлетикой и классической борьбой. Как результат — искривление перегородки носа. Когда в очередной раз слетел со второго тура театрального института в Нижнем Новгороде, после экзамена нашел педагога и спросил, в чем же дело, та ответила: «Понимаете, Сергей, вы слишком сильно говорите в нос». Конечно, были слезы и разочарование. У меня не было плана на будущее, я даже не допускал мысли, что что-то может не получиться. Приехав в Тулу и понимая, что мой срок для поступления подходит к концу, пошел в больницу. Там объявили: «Вам нужна операция на нос. Но зачем? Миллионы людей живут с этим». Я настоял на хирургическом вмешательстве. Как сейчас помню, вкололи обезболивающее, причем я все слышал, вплоть до хруста хрящей, а врач стоит надо мной, ломает мой нос и приговаривает: «Все же нормально было! Вот зачем тебе это нужно?» Всю операцию причитал. Отходил я очень тяжело, понимал, что операция — это половина дела, нужно больше заниматься. Как раз в это время в Тулу приехал Саратовский кукольный театр. Я подружился с одним из актеров — Алексеем Журавлевым. Однажды он сказал: «Ребята, а приезжайте к нам поступать на театральный факультет». Я задумался: ведь на самом деле из этого учебного заведения вышло много звезд — Владимир Конкин, Олег Янковский... Решение было принято мгновенно — ехать! Мне на момент поступления было двадцать три года, можно сказать, влетел в последний вагон. Так многолетние попытки и мытарства наконец увенчались успехом. А ведь каждый раз после очередного провала я преодолевал себя, не просто вставал с колен, а буквально отжимался от земли. Чтобы не потерять веру, убеждал себя: это всего лишь опыт. Пусть неудачный, но опыт... И с каждым годом мне все больше требовалось сил, чтобы избавиться от страха перед экзаменом.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Лукерья Ильяшенко: Лукерья Ильяшенко:

Лукерья Ильяшенко — о любимых ролях, стремлении к свободе и необычном имени

Караван историй
Все, что вы хотели знать об АКБ, но боялись спросить Все, что вы хотели знать об АКБ, но боялись спросить

Как устроены автомобильные АКБ, какие функции они выполняют?

РБК
Антон Васильев. Катя и мужчины, которые ее любили... Антон Васильев. Катя и мужчины, которые ее любили...

Брат актрисы Екатерины Васильевой рассказывает о своей знаменитой семье

Коллекция. Караван историй
Плохой парень в белой майке: каким получился стиль Томми Ли в сериале «Пэм и Томми» — и каким он был на самом деле Плохой парень в белой майке: каким получился стиль Томми Ли в сериале «Пэм и Томми» — и каким он был на самом деле

Удалось ли создателям «Пэм и Томми» передать стиль Томми Ли?

Esquire
«Мы пытались спасти свой брак, но поняли, что это невозможно...» «Мы пытались спасти свой брак, но поняли, что это невозможно...»

Петр Кислов о Полине Гагариной

Коллекция. Караван историй
Городские агамы не захотели спать в лучах фонарей и выбрали затененные места для ночлега Городские агамы не захотели спать в лучах фонарей и выбрали затененные места для ночлега

Ящерицам пришлось изменить привычки, чтобы защититься от светового загрязнения

N+1
Евгения Добровольская. От комедии до трагедии и обратно Евгения Добровольская. От комедии до трагедии и обратно

Евгения Добровольская о большой семье

Коллекция. Караван историй
7 загадочных происшествий в Бермудском треугольнике 7 загадочных происшествий в Бермудском треугольнике

Инциденты, произошедшие в связи с таинственным Бермудским треугольником

Популярная механика
Нина Дворжецкая и Алексей Колган: Нина Дворжецкая и Алексей Колган:

Нина Дворжецкая и Алексей Колган — о своей семье, детях и любви

Караван историй
Это фантастика! Это фантастика!

Казалось бы, в сексе сложно ждать каких-то прорывов, и все же...

Men’s Health
Мерил Стрип. Миссис совершенство Мерил Стрип. Миссис совершенство

Кажется, что Мерил совсем не меняется. И что она всегда была и будет с нами

Караван историй
Папа, пчеловод и даже женщина: 7 удивительных фактов о святом Валентине Папа, пчеловод и даже женщина: 7 удивительных фактов о святом Валентине

Кем был святой Валентин, которого мы чествуем 14 февраля?

Cosmopolitan
Юлия Волкова: «Так получилось, что почти каждая моя роль — испытание» Юлия Волкова: «Так получилось, что почти каждая моя роль — испытание»

На «Фабрике» я, конечно, делала шоу. Меня называли девочка-скандал

Караван историй
Почему он Почему он

Как работают тесты на беременность?

VOICE
Оазис гармонии Оазис гармонии

Стиль джапанди превратил обычную квартиру в комфортное место отдыха

Идеи Вашего Дома
Как обычному человеку создать NFT и можно ли на нем заработать? Как обычному человеку создать NFT и можно ли на нем заработать?

Стоит ли человеку с улицы соваться в NFT-бизнес?

Maxim
Ирина Мазуркевич. Служебный роман Ирина Мазуркевич. Служебный роман

«Он же намного старше и женат. А если останешься одна?» Я об этом не думала...

Коллекция. Караван историй
Австралийский кузнечик установил рекорд по силе укуса среди насекомых Австралийский кузнечик установил рекорд по силе укуса среди насекомых

Сила укуса австралийского кузнечика превышает десять ньютонов

N+1
Почему сводит ноги и что с этим делать Почему сводит ноги и что с этим делать

Почему сводит ноги, как от этого избавиться и могут ли судороги быть опасны

РБК
Бурное воображение Бурное воображение

Идеальный секс: мифы и реальность

Cosmopolitan
15 марта 44 года до н. э., Рим 15 марта 44 года до н. э., Рим

Гид путешественника во времени

Вокруг света
Чак Паланик «Рождение звука». Отрывок из новой книги культового американского писателя Чак Паланик «Рождение звука». Отрывок из новой книги культового американского писателя

Отрывок из романа «Рождение звука» о профессиональном звукомонтажере-щумовике

СНОБ
Как промыть систему охлаждения и ничего не сломать Как промыть систему охлаждения и ничего не сломать

Что такое система охлаждения двигателя и как ее промывать?

РБК
Помощь людям с редкими заболеваниями: фонды, которые работают с орфанными болезнями Помощь людям с редкими заболеваниями: фонды, которые работают с орфанными болезнями

НКО, которые помогают взрослым и детям с орфанными заболеваниями

Forbes
13 способов не уснуть за рулем 13 способов не уснуть за рулем

Как сохранить бодрость за рулем во время долгой дороги?

Maxim
“Я стала моделью, а мой вес – это моя изюминка” “Я стала моделью, а мой вес – это моя изюминка”

Эльвире Ишмуратовой многие говорили, что с таким телом красивой быть невозможно

Psychologies
Дюшан в душу Дюшан в душу

«Я тоже так могу» и другие приметы, которые выдают в любителе искусства простака

GQ
Вариации на тему сканди Вариации на тему сканди

Из типовой «евродвушки» в удобное жилье без значительных изменений

Идеи Вашего Дома
Латинская Америка Латинская Америка

Найдут ли страны Латинской Америки свой голос?

Esquire
Лечим насморк у детей до года Лечим насморк у детей до года

Как помочь грудничку пережить насморк и не допустить осложнений?

9 месяцев
Открыть в приложении