Тургенев, Vogue, сладости: странности и чудачества Федора Достоевского
Сегодня Достоевский, пожалуй, самый популярный в мире русский писатель. Но так было не всегда. Про писателя, 200-летний юбилей которого с размахом отмечает вся страна, справедливо было бы сказать, что при жизни он почти во всем потерпел неудачу. Современники относились к нему настороженно, на иностранные языки его не переводили, писал он больше Толстого с Тургеневым, но популярен был меньше их, а зарабатывал и вовсе меньше в разы, почти всю жизнь он выплачивал долги, причем чужие, и стараниями современников был записан в картежники и даже педофилы, хотя первое было правдой лишь отчасти, от пристрастия к картам Достоевский вовремя излечился, а второе — просто умело запущенным слухом. К юбилею Достоевского собрали странные факты, которых вы, возможно, о нем не знали.
Он был приговорен к расстрелу за чтение Белинского
Процесс над петрашевцами — один из самых известных эпизодов русской истории XIX века. Члены кружка, собиравшегося дома у Михаила Буташевича-Петрашевского, не были пламенными революционерами вроде нечаевцев, которых 30 лет спустя Достоевский вывел в романе «Бесы». Но они разговаривали, а царю Николаю II и этого было достаточно для показательного процесса, чтобы отвратить русскую молодежь от всякой мысли о революции. Федора Достоевского, бывавшего на Петрашевских пятницах, осудили и приговорили к смертной казни за зачитывание «преступного письма» Белинского Гоголю о некрасивости самодержавия. 3 января 1850 года петрашевцев вывели на плац в белых рубахах, завязали глаза и приготовили к казни — но в последний момент зачитали над ними приказ о помиловании и заменили казнь каторгой. Один их приговоренных, Николай Григорьев, сошел с ума. Достоевский же обрел Бога и новую жизнь: «Ведь был же я сегодня у смерти, три четверти часа прожил с этой мыслию, был у последнего мгновения и теперь еще раз живу!».
Четыре года Достоевский читал только Евангелие
По пути на каторгу, в Тобольске, петрашевцев встретили жены декабристов, перекрестили, благословили в новый путь и каждому подарили по Евангелию, тайком вложив в него по червонцу каждому. Ничего другого в остроге читать было нельзя — и Достоевский четыре года каторги не расставался с Евангелием, хранил его до конца жизни и даже попросил принести его себе на смертном одре.
Он придумал слово «стушеваться» (и очень им гордился)
«В литературе нашей есть одно слово — «стушеваться». Ввел и употребил это слово в первый раз — я. Появилось оно 1-го января 1846 года». Слово возникло из практики в Инженерном училище, от «тушевания теней», и поначалу имело в виду постепенное исчезновение, растворение, а современный смысл приобрело уже позже. Достоевский придумал еще много слов и выражений, далеко не каждое из которых вошло в русский обиход, — например, «лимонничать» в смысле «жеманничать»; «благорастворение воздухов», которым в «Бедных людях» обозначалась всеобщая приятность; или, например, «всечеловек» как брат всех людей, то есть по-нашему «космополит», — так Достоевский называл Пушкина. Кстати, выражение «сказочный долбое***» тоже появилось на русском благодаря Достоевскому, пусть и опосредованно, — так в фильме «Даун Хаус», современном переосмыслении «Идиота» в версии Романа Качанова 2001 года, обзывают князя Мышкина в исполнении Федора Бондарчука.