Скрытые фигуры: почему из пяти основателей Tesla только двое стали богатыми
У Tesla было пять основателей. Один из них стал богатейшим человеком мира. Еще один, скорее всего, тоже миллиардер. Что же случилось с остальными и почему им не удалось заработать состояние на революции в автопромышленности?
В июле 2006 года Tesla собрала журналистов в ангаре аэропорта Санта-Моники, чтобы представить прототип своего родстера — двухместного электромобиля стоимостью $100 000, к которому большинство экспертов автопромышленности отнеслись скептически. Импульсивный, но опытный гендиректор компании Мартин Эберхард объявил, что гении из Кремниевой долины научат автопроизводителей из Детройта создавать привлекательные машины с нулевыми выбросами. Как заверял топ-менеджер, первый проект Tesla — автомобиль с модифицированным шасси Lotus Elise и семью тысячами крохотных литий-ионных ячеек — станет высококлассной концепцией, за которой последует более дешевый семейный седан. Видение, которое Эберхард описал в тот день, позднее действительно было реализовано, но уже без него.
Этой осенью Tesla первой из автопроизводителей достигла рыночной стоимости в $1 трлн, что раньше казалось невероятным. Но гендиректор, представивший стартап журналистам 15 лет назад, не стал символом этого бренда. И уж тем более он не стал богатейшим человеком в истории. Эта роль, как мы знаем, досталась Илону Маску, первому инвестору Tesla и ее нынешнему гендиректору. Маск также присутствовал на той презентации Tesla в 2006 году, но не бросался в глаза и в основном говорил лишь о необходимости как можно скорее отказаться от автомобилей на бензине.
Первыми акционерами Tesla были Эберхард и Марк Тарпеннинг, который в 2003 году и придумал назвать электромобили компании в честь изобретателя Николы Теслы. Они первыми заявили о праве собственности на стартап. Но ни Эберхард, ни Тарпеннинг не сохранили достаточно акций Tesla для того, чтобы стать миллиардерами, не говоря уже о том, чтобы догнать Маска: его состояние Forbes, по данным на 10 ноября, оценивал в $282 млрд. Именно посевное финансирование от Маска, который мог себе позволить эти вложения благодаря отдаче от инвестиций в платежную систему PayPal, воплотило мечты Эберхарда и Тарпеннинга в жизнь. В конечном счете это же открыло Маску путь к полному контролю над Tesla: предприниматель неуклонно увеличивал долю в компании в ходе девяти раундов инвестиций вплоть до IPO в 2010 году. Одновременно каждый из этих раундов уменьшал доли Эберхарда и Тарпеннинга. А доля Маска продолжает расти и сегодня, поскольку вместо зарплаты он получает опционы на акции стоимостью в миллиарды долларов.