Правило № 68: Ребята, надо верить в чудеса
Аферистке на заметку: коуч Алексей Ситников объясняет, как выдать безумные фантазии за бизнес — и заработать на этом.
Есть такой корабль (мне даже предлагали купить в нем каюту): маршрут у него расписан на три года вперед, можно сходить на берег, но смысл в том, что ты с семьей на нем живешь. Там обслуживание, рестораны, детский сад, школа. Очень странная затея, но нашлось немало людей с большими деньгами, которые очаровались проектом и болтаются теперь в море, как пираты. А один мой знакомый в Европе создал бизнес, идея которого в том, что подписавшийся вешает на себя датчик и получает коины за каждый шаг, который сделает в течение дня. Возникает вопрос: в чем коммерческий подтекст данного мероприятия? Там сложная модель, основанная на том, что люди рассказывают друг другу о бредовости проекта и так генерируют новых прихожан. Никаких персональных данных приложение не собирает, просто копит коины. Потом ими можно будет платить какой-нибудь страховой компании, торгующей здоровьем. Возможно, заинтересуются банки — человек, систематически что-то делающий, более предсказуем, чем тот, кто сегодня ходит пешком, а завтра не ходит. Значит, ему не так страшно дать кредит.
Это все удивительно, конечно, но не более удивительно, чем биткоин, который скоро будет стоить сто тысяч долларов. Будь криптовалюта привязана хотя бы к шагам, я бы понял. Но нет, просто пирамида. Дистанцируется от нее по принципу «Чем крыса отличается от хомяка? У хомяка пиар лучше».
На заре политэкономии считалось, что мир держится на безэмоциональных товарно-денежных отношениях. Потом догадались проработать психологические схемы и стали очень много внимания уделять рекламе и пиару, даже вывели их в самостоятельный сектор бизнеса, во многих случаях более важный, чем продуктовый. Сейчас же самое важное — это изучать, прогнозировать и моделировать поведение людей. Я помогал своему сокурснику Сергею Кузьмину, хозяину бренда «Маша и медведь», разрабатывать в Чикаго систему Navigator Intelligent Decisions. Это логико-математическо-психологическая программа, которая дает банковскому служащему представление, к какой группе риска относится потенциальный клиент. Раньше основывались на кредитной истории — если много брал и исправно отдавал, ты хороший. Но это про прошлое, а банку гораздо интереснее будущее. Вдруг человек только что развелся и не способен на взвешенные решения. Компания Сергея Кузьмина продала эту систему нескольким сотням американских банков. Что, в принципе, не удивительно — она точно соответствует запросам современного банковского дела.