Встреча на Дунае
К праздникам в Вене приготовили сразу два подарка.
В Альбертине выставляют Пиросмани, а в Музее истории искусств — Брейгеля Старшего. Оба проекта объединяет слово «впервые». Грузинского самородка никогда прежде так масштабно в Европе не демонстрировали, ну а для фламандского классика это вообще дебютная соло-выставка, первая за пятьсот лет ретроспектива. Из сорока сохранившихся до нашего времени полотен в экспозиции представлены тридцать, плюс более шестидесяти рисунков и гравюр.
О жизни Пиросмани ходят легенды. Он был из семьи бедных крестьян, рано осиротел, пытался завести небольшой бизнес, разорился и в итоге зарабатывал на жизнь тем, что сейчас назвали бы дизайном: писал вывески и плакаты, украшавшие духаны Тифлиса, портреты и натюрморты на заказ. В начале 1910‑х самобытного художника открыли футуристы — братья Кирилл и Илья Зданевичи — и начали знакомить с ним столичные арт-круги. В 1913‑м работы Нико показали на легендарной выставке «Мишень» в Москве вместе с работами Михаила Ларионова и Наталии Гончаровой. «Бродяга, который сознательно выбрал скитание как образ жизни, — так говорит о Пиросмани куратор выставки в Альбертине Бис Кюриже. — Духаны, скотные дворы для него — смысл жизни, центр мира».