Типток
К соционике у западного мира уже сформировался иммунитет. А светская Россия только начинает ею болеть. Катя Ланцман объясняет, зачем делить людей на типы, если вы не хостес ресторана «Большой».
«Просто он Жуков, а она Достоевский, поэтому и не сложилось» — для большинства людей это бессмысленный набор слов, а для нас с моей подругой Элен (Элен Манасир. — Прим. «Татлера») — отрывок из будничного телефонного разговора. Обычно на этом моменте мой муж, неисправимый скептик (кстати, это свойственно «Робеспьерам»), картинно закатывает глаза: «Вы ведете себя как утомленные рутиной дамы двадцатых годов на спиритических сеансах» (связь с началом ХХ века в нашем новом хобби, кстати, есть: позже расскажу какая).
Кто-то на карантине увлекся готовкой, кто-то — гаданиями на картах Таро, а кто-то (как мы с Элен) — личностным типированием. Один из самых популярных и доступных его видов называется соционикой. Не путать с human design, трансерфингом реальности, нумерологией, астрологией и прочим гаданием на кофейной гуще. Соционика — это наукообразная теория, которая гораздо ближе к психологии, чем к эзотерике.
Названия социотипов — ими и являются в числе прочих все эти «Жуков», «Достоевский» и «Робеспьер» — обозначают определенные комбинации признаков, то есть типы восприятия окружающего мира. Всего социотипов шестнадцать, считается, что ими можно описать всех людей на Земле.
Человеческая история знает великое множество типирований психики — от ведических делений на варны и аюрведической концепции дош до современного американского типирования Myers–Briggs, или MBTI. Последнее уже несколько десятилетий используют в зарубежных университетах и школах при определении профориентации учащихся, а в корпорациях уровня Coca-Cola, Microsoft и Procter & Gamble — в ходе тимбилдингов. MBTI используют для «прокачки» команд в консалтинговых фирмах PWC и Deloitte и даже в Королевских ВВС Великобритании.
Помните всезнающего корпоративного психотерапевта Венди из сериала «Миллиарды»? Ее умение молниеносно распознавать людей не просто «чуйка», а работа по системе, очень напоминающей MBTI. Проведя с человеком чуть больше часа в терапевтической сессии, Венди уже знает его слабые и сильные стороны, может прогнозировать поведение, понять ценности и определить подходящие стимулы.
Теперь попробую перевести все это на татлеровский язык. Очевидно, что дизайнеры-интроверты Эди Слиман и Фиби Фило максимально отличаются от эпатажных Ричарда Куинна или Вирджила Абло. Не столько даже в творчестве, а просто как люди. Одна и та же профессия, одинаковый ритм выпуска коллекций и круг задач, но какой разный подход и поведение! Они просто не могут вести себя иначе — потому что воспринимают и отдают информацию в этот мир совершенно по-разному. Сравните, к примеру, двух последних американских президентов: интуитивного интроверта Обаму и экстравертного сенсорика Трампа. Одна роль и очень разное резонирование в медиапространстве.
У каждого из нас есть знакомый, который превращает жизнь в праздник (Вика Шелягова, социотип «Гюго»). Который идиллически занимается бытом, как Екатерина Мечетина (социотип «Дюма»), или, наоборот, никогда не был замечен ни в одном припадке хозяйственности, как Светлана Бондарчук (социотип «Дон Кихот»). Который жить не может без путешествий и приключений, как Вика Манасир (социотип «Джек Лондон»). Кстати, Ксения Собчак тоже «Джек Лондон» (хотя она по всем показателям должна была бы быть нетипологизируемым объектом). Сама Ксения Анатольевна увлеклась соционикой, конечно, чуть ли не раньше всех в Москве, «лет пять назад», «большой ее фанат» и считает «очень интересной и серьезной штукой».