Охотники за головами
По секрету делимся контактами лучших психологов, которые помогают детям и их родителям.
Катерина Дёмина
Детский психотерапевт с дипломом Института практической психологии и психоанализа.
www.katryndemina.ru
Если желаете повторить подвиг банкира Романа Авдеева, усыновившего девятнадцать (!) детей, то вы достойны восхищения. Восхищения — и профессиональной психологической поддержки, потому что в приемных семьях между родителями и детьми не все всегда бывает гладко. Тут вам поможет Катерина Дёмина.
Детский психолог-консультант и психотерапевт, мама троих детей и бабушка, она сразу располагает к себе. Не только потому, что это часть профессии. Проблемами, связанными с усыновлением, Дёмина занимается с 1993‑го. Агитировать вас, скрывая подводные камни, она не будет: «Я рада, что в последнее время к усыновлению подходят осознанно. Ко мне приходят не только спрашивать об адаптации в семье и первом контакте. Люди стали обращаться заранее с просьбой: «Помогите понять, зачем я это делаю». Если родители хорошо готовы к усыновлению, потом им будет проще формулировать вопросы к психологу. А они возникнут обязательно. Например: «Связан ли кризис с тем, что ребенок приемный, или дело в возрасте?», «Проблемы с речью — это органическое нарушение или последствия психологической травмы?»
Усыновление — не единственный профиль Катерины Дёминой. К ней приводят любых маленьких пациентов со страхами, нервным тиком, другими сложностями, от которых не застрахованы даже дети, родившиеся и растущие в очень благополучных семьях.
Как Дёмина им помогает? «Страхи хорошо поддаются игровой терапии. Вот есть у меня непосредственная, очень живая девочка девяти лет со множественными страхами. Я разыгрываю с ней историю про похищение принцессы драконом. Девочка выстраивает вокруг принцессы семью, которая удивительным образом позволяет дракону ее похитить и съесть. Затем я даю ей задание снять фильм ужасов на мобильный телефон. Получаю талантливое, леденящее кровь кино с младшим братом в главной роли. Таким образом происходит сублимация — и ситуация проживается безопасным образом. Нам с ней хватило трех занятий». Еще Дёмина любит психодраму, арт-терапию, нарративные методики. Потому что дети больше всего страдают от невысказанного. Никто не понимает, что с ними происходит. Сам ребенок не знает, как к этому относиться: «Я злюсь. А злиться можно или нельзя?» Психолог объяснит ему, что можно и даже нужно.
Тщательнее всего Дёмина работает с мамами, а детей приглашает, только если их проблема — травмы и страхи. Потому что неразумно лечить ребенка, а потом возвращать его в те же дисфункциональные отношения. Считайте, что сложности с наследником — это симптом сложностей в вашем браке. Следовательно, когда вы лечите ребенка, вы лечите свою семью. Поэтому для мамы терапия — не спа и не массаж с поглаживаниями. Больно, дорого, но надежно.
Во многих случаях это обойдется вам максимум в пять встреч — за них назревающий конфликт развяжется, проблема проговорится. Чтобы избавить родителей от ощущения, что все совсем плохо и страдать им «под ножом» психотерапевта предстоит целую вечность, доктор Дёмина наверняка процитирует своего дедушку-раввина: «Начинающийся пожар можно потушить стаканом воды».
Вита Холмогорова
Психолог, кандидат психологических наук, доцент МГППУ.
www.tochka‑opory.ru
Экспрессивна и немного экстравагантна — обычно от психолога ждешь другого. То, что Холмогорова делает, — это экзистенциально-гуманистическая психология и психотерапия, ведущая свое начало от австрийцев Виктора Франкла и Альфрида Лэнгле. Больше всего Вита работает с подростками: сначала интенсивный короткий курс, затем поддерживающие встречи раз в месяц. Совсем маленьким детям тоже есть что предложить: тема ее научных изысканий — «Зарождение межличностных отношений у дошкольников». Расторможенность и синдром рассеянного внимания вследствие стресса в десять-одиннадцать лет, эмоциональное перенапряжение в семь-восемь — это все к Холмогоровой. А вот с проблемами, которые вызваны отношениями с родителями или их разводом, она скорее всего отправит вас к коллегам.
На сеансах Вита объясняет ребенку, что основа нравственности — сопереживание, которое возникает в общении с ровесниками, на основе сочувствия «такому же, как я». Но морали не читает — она разработала систему игр, которые развивают эмпатию. Современным детям, которые общаются в интернете без особой эмоциональной вовлеченности, игры помогают понимать и чувствовать людей.
Кроме того, Холмогорова обучает медитативным техникам и методикам саморегуляции, которые дети потом смогут применять сами — это несложно.
Подростков она считает взрослыми людьми и берет их со всем спектром проблем, решить которые старается по возможности быстро. Кстати, по ее наблюдениям, несчастная любовь в их спектр сейчас не входит — есть для родителей хоть какая-то хорошая новость. Но Холмогорова считает, что это как раз плохо. Потому что является следствием функциональности современного мира. Родителям важно только, чтобы ребенок сделал уроки. Социуму — чтобы выполнял требования. А про любовь со страстями даже речь не идет.
Опыта у Виты достаточно, чтобы отличить особенности личности от симптоматики болезни. Да, школе мешают нестандартные дети, учителя на них жалуются. Но иногда, чтобы решить проблемы поведения, достаточно контакта с учителем «глаза в глаза». Так что, когда педагоги кричат: «Вашего ребенка надо лечить!» — обратитесь для начала к Холмогоровой.
Многие клиенты водят к ней детей на регулярный мониторинг раз в месяц. Вита понимает, что ей делегируют полномочия, но не возражает. Потому что ее методы лечат семью от обиды детей на родителей, от агрессии. И от привычки хвалить крошку за каждую мелочь, что в результате обязательно вызовет у нее неуверенность в себе — когда столкнется с реальностью за границами благополучного родительского мира.