Надо брать!
Лучшие друзья девушек нового миллениума не бриллианты, а подписчики в инстаграме (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). Ювелиры — вместе с Алексеем Тархановым («Ъ») — ломают голову, как заставить молодежь покупать High Jewelry.
Помните знаменитую рекламу девяностых: «Вы никогда по-настоящему не владеете часами Patek Philippe. Вы просто сохраняете их для следующего поколения»? Подразумевалось, что новое поколение спит и видит, как бы поскорее снять часы с вашего холодеющего запястья. В 2018‑м фамильному «Патеку» больше ничего не угрожает: поколение Z просто перестало носить часы. Оно переложило их в свой телефон — как книги, фильмы, ключи, кошельки, автомобильные карты, билетные кассы и риелторов с диетологами. Папашу проще выкинуть вместе с его часами.
Вот и ювелирам все труднее объяснять молодежи, что бриллианты — навсегда наши лучшие друзья. Ссылки на знаменитых друзей и посланниц великих Домов действуют с большим трудом. Герцогиня Виндзорская, Элизабет Тейлор, Барбара Хаттон, Грейс Келли — люди, о которых очень длинно написано в «Википедии». Дело пока спасают Рианна и Бейонсе, Джей-Ло и Канье Уэст, но ведь вкусы у них, как бы это половчее сказать, не совсем виндзорские.
А ведь земля не перестала рождать чудеса. Не счесть алмазов в каменных пещерах, полны жемчужин моря у острова Гурмыза. Ювелиры работают, изобретая новые варианты старинных техник, дизайнеры обсчитывают новые парюры на космических компьютерах. Ну а менеджеры и PR ломают голову над тем, как объяснить новым поколениям, что такое Hi-Juv (она же Haute Joaillerie, она же High Jewelry) и почему за это надо столько платить, когда украшения делают решительно все модные марки — кто из пластика, кто из проволочек, кто из стеклышек.
В России еще интереснее. Наши дети совершенно не хотят владеть домами и замками (это же сплошные заботы). О семейных сокровищах они тем более не думают. Никаких камней их собственные дедушки и бабушки передать им не смогли. Золото раз за разом превращалось в черепки. Вся наша история — это вечные рассказы о том, как бессмысленна погоня за бриллиантами: от «Двенадцати стульев» до «Бриллиантовой руки», заканчивающейся костяной ногой.
Производители роскоши, однако, не сдаются. Уверяют, например, что их методы и материалы этичны, потому что за их золото и камни заплачена честная цена, что нет и следа эксплуатации человека человеком. Начала это — и очень искренне — марка Chopard. Теперь многие марки продолжают, но есть и те, кто относится к «этичному» золоту скептически. Когда я спросил о нем у одного из видных базельских ювелиров, тот попросил выключить микрофон, прокашлялся и сказал: «Bullshit!» Я помню собственные впечатления от платиновых шахт и алмазных предприятий Южной Африки — нет, я бы не сказал, что люди, там работающие, выглядят как специалисты по этике.
В России этичная роскошь вообще оксюморон (хотя можно было бы процитировать ювелира). Известна история, когда после выхода фильма «Кровавый алмаз» несколько крупных мировых ювелирных марок отправили своим русским представителям методичку, как следует отвечать, если клиенты вдруг начнут интересоваться происхождением камней. Методички не пригодились. Вопросов, кроме цены и каратности, у русских клиентов не было. Покупать роскошь — наше национальное guilty pleasure. Чем более это занятие предосудительно, тем нам приятнее. Без сладости греха это как вино без опьянения, любовь без секса. Оргия святых угодников, одним словом.