Preview / Проект
Главный экспонат
Под программу реновации в Москве первой попала биеннале современного искусства. Переселение и капитальный ремонт провела новый президент Юлия Музыкантская.
— Юля, ты не помнишь, у кого из наших есть Джакометти? Кроме Абрамовича.
— Спроси у Марины Лошак: выставка Джакометти была в ГМИИ в 2008 году, и она точно знает всех коллекционеров.
С этого диалога начинается наша встреча в «Хлебе и вине» на Патриарших. С Юлией Музыкантской, вот уже год как президентом Московской международной биеннале современного искусства, мы знакомы лет десять. Не так важно (для этого текста), зачем мне понадобилось интересоваться присутствием работ Альберто Джакометти в частных российских собраниях. Куда важнее, что в ответ на свой внезапный вопрос я за тридцать секунд получила полторы идеальные подсказки. Причем арт-закрома отечественных миллиардеров — далеко не единственная тема, по которой Юлия отвечает быстрее «Гугла».
Многочисленные таланты Музыкантской изменили Московскую биеннале до неузнаваемости. Во-первых, появился экспертный совет сплошь из правильных фамилий: Пиотровский, Трегулова, Свиблова, Церетели (младший), Боровский, Ерофеев. Во-вторых, биеннале будет проходить в Новой Третьяковке на Крымском Валу, и не месяц, а почти полгода, как в Венеции. В‑третьих, уже стартовала совместная с Третьяковской галереей образовательная программа — с сентября лекции будут показывать на телеканале «Культура». И конечно, сделано приложение для смартфона — навигатор по всем проектам биеннале в городе — в партнерстве с «Яндексом».
О том, что бессменный комиссар Московской биеннале Иосиф Бакштейн берет самоотвод по состоянию здоровья, стало известно в мае прошлого года. Уходя, Иосиф Маркович сообщил, что готов передать дело — и бренд (он принадлежал Фонду Бакштейна) — в хорошие руки. Сплетники арт-сообщества тут же перевели на татлеровский: лауреат Премии Федерации еврейских общин России имеет в виду в первую очередь финансовый аспект благонадежности своего преемника.
Сама Юлия объясняет процесс передачи бренда и власти несколько иначе:
— Иосифу Марковичу было важно, чтобы биеннале жила дальше. По нынешним временам это означает перезагрузку отношений с государством и спонсорами. Когда Бакштейн это начинал, министром культуры был Михаил Швыдкой. Михаилу Ефимовичу не надо объяснять, что такое современное искусство и какие плюсы приносит биеннале городу и стране. Он нам до сих пор помогает. Сейчас же самое главное — заставить даже благожелательно настроенного чиновника обратить на тебя внимание, убедить рискнуть и помочь проекту современного искусства.
Юлия Музыкантская — девушка из очень хорошей московской семьи. Отчима Александра Ильича Музыкантского, некогда префекта ЦАО и московского омбудсмена, а теперь почтенного профессора МГУ, чистосердечно называет папой.
— Мы знакомы всю мою сознательную жизнь, лет двадцать, и, конечно, именно он оказал на меня огромное влияние, — рассказывает Юлия. — Папа либерал и в семье, он всегда давал мне возможность делать свой выбор и поддерживал. С биеннале как раз очень показательная история: я попросила папу о помощи. Проходит месяц или даже два, и он меня спрашивает: «А что такое эта биеннале вообще? Ты что там будешь делать?» Я ему удивленно все поясняю и говорю: «Как же так, ты же мне помог уже, а теперь такие вещи спрашиваешь?» И папа: «Ну ты попросила, я помог. Тебе же было нужно».