Zоoпарк
Самые продвинутые преподаватели московских школ думают, что делать с детьми поколения Z.
Иван Никулин
Преподаватель информатики в Пироговской школе
Мне кажется, что Z – слишком пессимистичное название. Она последняя буква в алфавите, а эти дети не похожи на поколение, которое уничтожит цивилизацию. Но они сильно растерянны – интернет оказался для них вызовом, с которым не получается совладать. У предыдущих поколений были книги, которые можно дочитать до последней страницы. А у этих – «Википедия», и она бесконечна. Стройно, линейно мыслить им трудно, зато они научились молниеносно переключать внимание – как во «ВКонтакте» между цветными картинками. Но проблема не в детях, а в желающих быть продвинутыми родителях, которые вместо того, чтобы отвечать на вопросы, говорят: «У тебя есть интернет». Их дети бессистемно бродят по сети, потому что папа и мама не показали, что можно это делать, преследуя некую цель. Обратите внимание, никто больше не рассказывает анекдоты – истории, в которых линейный сюжет подразумевает неожиданное разрешение ситуации. Современный юмор состоит из мемов. Человек встречает их во «ВК» – и испытывает радость узнавания. Зато дети Z неконфликтные. Если в них появляется какая-нибудь агрессия, они мгновенно изливают ее в онлайн-играх и на смешных форумах. Их не били. Их эмоции легки и, как кадры киноленты, сменяют друг друга. Да, ребята меньше страдают, но легких эмоций может не хватить, когда возникнет реально сложная ситуация или когда нужно будет добиться грандиозной цели. Чтобы привить этим детям способность размышлять, я прихожу в нашу маленькую, где нет даже параллелей, школу в пончо и шляпе и преподаю информатику – самый логичный, линейный из школьных предметов. Общение с незнакомым мне классом начинаю с того, что учу делать шпаргалки шрифтом Брайля и азбукой Морзе. Так они приобретают свой первый опыт кодирования информации. Если нужно объяснить тему «Системы счисления», я показываю, как с помощью пальцев двух рук досчитать до 1023. Не факт, что после меня они все пойдут на ВМК или в Институт лингвистики в составе РГГУ, где Максим Кронгауз читал у нас семантику. Но если хоть чем-то системным заинтересуются – микробиологией или жизнью подорожников, – я буду счастлив.
Наталья Любомирская
Научный руководитель лицея НИУ ВШЭ
Раньше мы учили искать информацию, а теперь даем навык отсекать пропаганду и рекламу от реальных фактов, оценивать риски и находить лучшее решение. Если ребенок привыкнет к одному источнику информации (школа не исключение), им будет очень легко манипулировать. В старых учебниках были задачи с одним правильным ответом, а в жизни ответов множество, и дети Z неплохо к этому приспособились. У них гиперссылочное мышление, как в интернете. Поэтому учебники для них выглядят не как сплошной текст, они устроены в виде окон.