Стороны света. Армения
В стране праздника и света
Вероника Зонабенд провела «Татлеру» ликбез по Армении — исторической родине ее мужа, социального инвестора Рубена Варданяна.
Мне сложно смотреть на Армению глазами туриста. В 2000 году я вместе с партнерами открыла там первый бизнес — ресторан «Кактус» (теперь он один из двух старейших в Ереване, наряду с «Долмамой»). Тогда, в начале двухтысячных, я летала в Армению практически каждую неделю, даже чаще, чем Рубен. В бизнес-классе нередко оказывалась единственной женщиной — мужчины смотрели на меня с большим любопытством, но сотрудники ереванского аэропорта Звартноц встречали как родную. Как-то раз мы с мужем полетели вместе — водитель ждал нас с табличкой «Вероника +1». Рубен долго смеялся.
Старый аэропорт — великолепный памятник советского конструктивизма, а новый был признан в 2013 году лучшим в странах СНГ и Балтии. Я почти никогда не пользуюсь здесь VIP‑сервисами. Все процедуры как при прилете, так и при вылете организованы очень удобно — прохождение паспортного контроля, например, никогда не занимает больше двадцати минут.
Правда, иногда VIP‑сервисы помогают. Так было в прошлом году, когда в Ереване проводилась первая церемония вручения премии «Аврора» (Aurora Prize — международная гуманитарная премия, соучредителем которой является Рубен Варданян; вручается весной. — Прим. «Татлера»). На церемонию в качестве сопредседателя жюри прилетел Джордж Клуни, а также другие важные иностранные гости, и VIP‑сервис оказался полезен. Когда мы привозим в Армению тех, кто здесь не был, у меня появляется возможность посмотреть на страну глазами туристов. У многих из них есть предубеждение, что они окажутся на Ближнем Востоке. Попадая в абсолютно европейский по архитектуре и по укладу жизни город, они приятно удивляются.
Я должна признаться, что впервые в Армении оказалась еще до знакомства с Рубеном: в старших классах школы нас возили туда на экскурсию. Столица республики очаровала меня тем, как выделялась на фоне серых советских городов атмосферой праздника, гостеприимством, а еще совершенно несоветским укладом жизни: уличными кафе и улыбающимися доброжелательными прохожими.
Вместе с мужем, в качестве «невесты с севера», я приехала в Ереван в начале девяностых. Мы жили в квартире у родителей Рубена в доме на улице Чаренца, построенном отцом Рубена, архитектором Карленом Варданяном. Тогда было тяжелое время: электричество и воду давали по часам. Вечерами по улицам нужно было ходить с фонариками, а вокруг стояли неосвещенные дома-призраки. От этого создавалось жуткое впечатление, как в фильме про мир после глобальной катастрофы.
Конечно, сейчас это совершенно другой город. Ощущение праздника вернулось. Но не обошлось и без потерь. Несколько памятников советского конструктивизма — центральный рынок, цирк (построенный по проекту моего свекра) — были уничтожены. Надеюсь, такая судьба не постигнет старое здание аэропорта. Центр города, возведенный по проекту гениального Александра Таманяна, задуман как единый ансамбль. В нем два эпицентра — площадь Республики и здание оперы, соединенные осью Северного проспекта. Благодаря этому Ереван имеет свое уникальное лицо, чего не скажешь о большинстве современных городов, которые представляют собой копии Дубая в различных вариантах.
Помимо оперы, которую я очень люблю, мне нравится весь район Каскада, восстановленный фондом Гафесчяна. Там прямо на улице можно увидеть скульптуры Ботеро, Фланагана и других художников с мировым именем. С Каскада открывается прекрасный вид на Арарат. В Парке влюбленных, который известен меньше, но куда я очень рекомендую сходить, вскоре будет установлена фигура слона работы Надима Карама, известного архитектора-скульптора ливанского происхождения. И Каскад, и Парк влюбленных — хорошие примеры того, как в старые формы внесли современное видение.