Есть ли у журналистики будущее? Настанет ли гендерное равенство в бизнесе?

ForbesБизнес

Светлана Миронюк — Forbes: «Из медиа уходит влияние, как воздух из воздушного шарика»

Дарья Жук

Светлана Миронюк ( Фото: Станислава Красильникова / ТАСС )

Почему в России женщины уже давно руководят крупнейшими СМИ, а на Западе такие назначения до сих пор событие? Есть ли у журналистики будущее? Могут ли квоты помочь добиться гендерного равенства в бизнесе? И как вышло, что женщины иногда сами строят себе «стеклянные потолки»? Мы обсудили эти вопросы с экс-главредом «РИА Новости» и проректором школы «Сколково» Светланой Миронюк

Для спецпроекта «Незапрещенная профессия» мы поговорили с российскими женщинами-медиаменеджерами, занимающими или занимавшими влиятельные посты в последние 20 лет. В новом выпуске бывший главный редактор «РИА Новости», а ныне профессор бизнес-практики и проректор бизнес-школы «Сколково» Светлана Миронюк рассказывает о будущем СМИ, внутреннем «стеклянном потолке» и о том, как медиарынок на Западе оказался более консервативным, чем в России.

— За последний год сразу несколько женщин были назначены главными редакторами крупных зарубежных изданий — Financial Times, Washington Post и других. Как вы думаете, с чем связана эта тенденция? Она говорит о том, что выросли кадры в связи с наступивших в прошлом гендерным равноправием в профессии или есть другая причина?

— Окинув взором последние 30 лет медиа Запада, я вспомнила двух женщин, лично мне известных, — Арианну Хаффингтон из Huffington Post, которая скорее учредитель, чем главный редактор, и Христю Фриланд. Фриланд была очень известна в России в 1990-х: она работала корреспондентом Financial Times, а позже возглавила московское бюро издания. Вернувшись в Канаду, она стала заместителем главного редактора крупнейшей в стране газеты Globe And Mail, а сейчас Христя целый министр финансов Канады. Анна Мур, кстати, возглавляла Time с начала 2000-х. Эти примеры не позволяют нам сказать, что есть какая-то глобальная закономерность, по которой женщины на Западе не становятся главными редакторами. Думаю, мы такую закономерность не найдем, даже если будем искать. Медиаиндустрия, как ни странно, довольно консервативна. Она возникла не вчера, как гейминг или аналитика больших данных. Больше сотни лет она живет по своим накатанным индустриальным сценариям, и в них раньше — и это ожидаемо — доминировали мужчины. В медиа сложилась традиционная для многих гуманитарных или социальных отраслей пирамида — чем ниже уровень принятия решений и ответственности, тем больше на нем женщин. Чем выше уровнем мы поднимаемся, тем меньше женщин встречаем. Например, в высшем образовании много женщин-преподавателей, профессоров меньше, ректоров — единицы. И в России, и за ее пределами вы увидите примерно одинаковую картину. Чем традиционнее индустрия, тем привычнее сценарии продвижения в ней: на верхние этажи компаний и организаций забираются преимущественно мужчины. Почему вдруг сейчас начали назначать женщин? Моя версия — медиаиндустрия как отдельная отрасль разрушается, сжимается, ее уже лет 15 корежит цифровая трансформация. Неизвестно, в каком виде она сохранится в дальнейшем — самостоятельно или внутри мега-экосистем, как контентная часть их комплексного предложения клиентам. В условиях такой цифровой турбулентности начинают быстрее работать социальные лифты: акционерам нужны новые решения, компетенции и новая энергетика, чтобы соответствовать вызовам меняющейся среды. В эти лифты впрыгивают социально активные люди. Женщины сами стали более активными в карьерных запросах в последние 10 лет. Появление женщин на постах крупнейших западных медиа-аутлетов говорит о том, что отраслевая турбулентность очень высокая, традиционные сценарии больше не работают. Необходимы серьезные изменения, а это высокие риски, и женщины с ними, по некоторым исследованиям на фондовых рынках, лучше справляются.

— В России эти изменения произошли раньше?

 

— Если мы взглянем на историю российских медиа с начала 2000-х, у нас заметных женщин в роли главных редакторов заметно больше: и Елизавета Осетинская, и Маргарита Симоньян, и Юлия Быстрицкая, и Галина Тимченко, и Татьяна Лысова и много много других. Это все примеры того, что в России социальные лифты в медиаиндустрии ездят быстрее, гендерных ограничений меньше, а сами женщины готовы принимать лидерские вызовы и брать на себя ответственность. Но в 1990-х, когда Российская Федерация только появилась после распада СССР, я не помню ни одной знаковой женщины на посту главного редактора. Я помню тогдашних великих медиамужчин — Добродеева, Лысенко, Листьева, Голембиовского — их тогда знали, читали, смотрели абсолютно все. Сама роль главного редактора была знаковой — это были лидеры мнений и ориентиры в профессии. Многие потом сошли с медийного трека, другие потерялись, третьи, наоборот, вышли из-за кулис. В неформальном клубе главных редакторов начала 2000-х мы с Иреной Стефановной Лесневской, владелицей Рен-ТВ, по-моему, из женщин были одни. На вторых и третьих ролях в редакциях были известные в медиасреде женщины, они «держали» целые редакции, но их никогда не было на первых лидерских ролях. Впрочем, не поручусь за точность, любые воспоминания — это реплика персональных когнитивных искажений. Структурные изменения в российских медиа начались как раз в начале 2000-х. Они были связаны и с появлением интернета, и с началом экономического роста в стране. И эта страновая и отраслевая турбулентность начала выносить активных, профессиональных и уверенных в себе женщин наверх. В российских СМИ 2005–2015 годы были настоящим десятилетием успеха и профессионального признания женщин. Поэтому нас удивляет, что женщины массово возглавляют западные медиа только сейчас, ведь мы привыкли уже видеть женщин на аналогичных позициях в России.

— Связаны ли начавшиеся на Западе перемены с трендом на diversity? Получается, в один год женщины возглавили целый ряд крупнейших мировых изданий, которыми на протяжении более ста лет руководили мужчины.

— Когда Хилари Клинтон баллотировалась в президенты Соединенных Штатов, нам тоже было непривычно, что в стране с декларируемыми демократическими ценностями первая женщина-кандидат в президенты появилась лишь в 2016 году. Чем традиционней культура, тем чаще повторяются привычные карьерные траектории. Я не думаю, что женщины сейчас стали главными редакторами потому, что акционеры или консультанты решили: «А давайте выберем женщину». Действительно, тема diversity сейчас в фокусе, — благодаря крупным инвестиционным банкам и фондам, которые (примерно те же 10 лет назад) сформулировали правила: в советах директоров должны быть представлены люди разной ориентации и разного гендера. Почему? Ничего романтического: есть множество независимых исследований, доказывающих, что разнородный состав советов директоров коррелирует с большей устойчивостью и лучшими финансовыми результатами компаний при меньшей рискованности инвестиций. Компании ограничивают в возможности торговаться на биржах, если у них не соблюдены эти правила. Такое решение регуляторов вызвало много критики, но для того, чтобы продавить гендерную пробку и приучить к новой норме, мне видится это эффективной временной мерой. Отвечая на ваш вопрос про женщин в крупнейших мировых медиа: несомненно, тренд на diversity сработал как триггер, но я не думаю, что эти кандидатки были выбраны только потому, что они женщины. Они были выбраны потому, что они профессионалы и могут эффективно управлять в это неспокойное турбулентное время, и при этом они еще и женщины.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ищете одобрения окружающих? Узнайте, как бороться с этой зависимостью Ищете одобрения окружающих? Узнайте, как бороться с этой зависимостью

Что, если одобрение окружающих – самая настоящая зависимость

Psychologies
5 признаков того, что вы все еще страдаете от детской травмы 5 признаков того, что вы все еще страдаете от детской травмы

Нанесенная в детстве травма неизбежно оставляет следы

Psychologies
Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие

Двадцать разных способов мастурбации на любой вкус и цвет

Cosmopolitan
Природа искусства. Хизер Роуз: Музей современной любви Природа искусства. Хизер Роуз: Музей современной любви

Отрывок из книги Хизер Роуз "Музей современной любви" о познании себя

СНОБ
Мамонтов и другую арктическую мегафауну погубил рост влажности Мамонтов и другую арктическую мегафауну погубил рост влажности

Мамонтов погубили не охотники, а потепление климата и рост влажности

N+1
Субфебрильная температура: что делать, когда держатся 37°С Субфебрильная температура: что делать, когда держатся 37°С

Что делать с температурой, если она поднялась выше 37 °С, но ниже 38 °С?

РБК
Не только борщ: какие качества действительно пригодятся тебе в семье и работе Не только борщ: какие качества действительно пригодятся тебе в семье и работе

Как одновременно быть женой, мамой и востребованным профессионалом?

Лиза
Фильмы о Джеймсе Бонде, которые нам не суждено увидеть Фильмы о Джеймсе Бонде, которые нам не суждено увидеть

Вспоминаем, какие части бондианы мир так и не увидел и почему

Esquire
«Я сгорала со стыда»: актриса Шанель Хэйес похудела на 60 кг «Я сгорала со стыда»: актриса Шанель Хэйес похудела на 60 кг

Шанель Хэйес (Chanelle Hayes) поделилась откровениями о проблемах с лишним весом

Cosmopolitan
Гений места Гений места

Квартира, в которой интерьер связан с экстерьером дома

SALON-Interior
Площадь эволюции Площадь эволюции

Реконструкция исторического павильона «Шестигранник» в Парке Горького

Vogue
«Не стыдно!»: 7 звезд, которые встречались с женатыми и не жалеют «Не стыдно!»: 7 звезд, которые встречались с женатыми и не жалеют

Российские знаменитые девушки, которые честно признались, что были любовницами

Cosmopolitan
Ольга Бузова: «Я всегда на нервах!» Ольга Бузова: «Я всегда на нервах!»

Ольга Бузова о новом альбоме и о том, как замерзла в Африке

Cosmopolitan
От первого в СССР магазина с западными стандартами до устаревшего ТЦ: история универмага «Москва» От первого в СССР магазина с западными стандартами до устаревшего ТЦ: история универмага «Москва»

История универмага «Москва»

VC.RU
Не родись красивой: женщина стала бьюти-блогером после того, как потеряла зубы Не родись красивой: женщина стала бьюти-блогером после того, как потеряла зубы

Женщина потеряла зубы и грудь, но это не помешало ей стать бьюти-блогером

Cosmopolitan
10 прочнейших автомобилей, способных пересечь пустыню 10 прочнейших автомобилей, способных пересечь пустыню

Автомобили, способные пересечь пустыню не хуже тачек из «Безумного Макса»

Популярная механика
Японская диета: восходящее Солнце стройности Японская диета: восходящее Солнце стройности

Что нужно знать о японской диете

Cosmopolitan
Карта удачи: как зарплатные проекты повышают лояльность сотрудников и доходы бизнеса Карта удачи: как зарплатные проекты повышают лояльность сотрудников и доходы бизнеса

Зарплатные карты могут послужить инструментом развития бизнеса

Forbes
Плакал кровью: 7 страшилок из ужастиков, которые оказались реальными болезнями Плакал кровью: 7 страшилок из ужастиков, которые оказались реальными болезнями

Режиссеры фильмов ужасов вдохновляются настоящими историями из жизни

Cosmopolitan
«Отец не перестает меня удивлять» «Отец не перестает меня удивлять»

Федор Бондарчук о документальном фильме про Сергея Бондарчука

Weekend
Как позаботиться о себе, если у тебя «работа на ногах» Как позаботиться о себе, если у тебя «работа на ногах»

Реально ли избежать постоянной усталости ног от стоячей работы?

Лиза
Николай первый Николай первый

Николай Полисский — первый российский художник работающий в жанре ленд-арт

AD
В исламском некрополе на окраине Бахчисарая обнаружили погребения не по мусульманскому обряду В исламском некрополе на окраине Бахчисарая обнаружили погребения не по мусульманскому обряду

Погребения, совершенные не по мусульманскому обряду, наши в исламском некрополе

N+1
Театральный продюсер Евгения Шерменева о творчестве в пандемию и театре в инстаграме Театральный продюсер Евгения Шерменева о творчестве в пандемию и театре в инстаграме

Театральный продюсер Евгения Шерменева — о театре, видео и дискретности времени

СНОБ
Диета против аллергии: смягчить симптомы и сбросить вес Диета против аллергии: смягчить симптомы и сбросить вес

Облегчить течение аллергии можно, скорректировав рацион

Cosmopolitan
Опера — это весело? Какие постановки заставляли публику смеяться Опера — это весело? Какие постановки заставляли публику смеяться

Почему опера — это весело

РБК
Мрачные сказки Мрачные сказки

«Черные гуси» и «Баллада о мальчике по имени Ножниц» Марианны Лаптевой

Esquire
Астрономы раскрыли еще одну любопытную загадку нейтронных звезд Астрономы раскрыли еще одну любопытную загадку нейтронных звезд

Обнаружение гравитационной волны ставит задачу – узнать, что именно её вызвало

Популярная механика
Высвобождение ядерных отходов и новых вирусов - к чему может привести таяние ледников Высвобождение ядерных отходов и новых вирусов - к чему может привести таяние ледников

Уменьшение льдов Арктики может привести к распространению ядерных отходов

Популярная механика
Что помогло Юлии Пересильд стать первой в мире актрисой, полетевшей в космос Что помогло Юлии Пересильд стать первой в мире актрисой, полетевшей в космос

Актриса Юлия Пересильд и режиссер Клим Шипенко отправились в космос

Cosmopolitan
Открыть в приложении