Петербуржцы, объединяйтесь!
2019 год мы запомним как год, когда в России (и в Петербурге!) гражданское общество из эфемерной материи стало двигателем прогресса. Администраторы лучших районных пабликов и городских сообществ рассказали, как они делают Петербург лучше.
Пять углов
Facebook-комьюнити жителей Центрального района Петербурга «Пять углов» (две тысячи человек!) спасает котов, борется с нетерпимостью и стирает границы между государствами. Создатель и идеолог проекта, названного в честь культового перекрестка Загородного, Разъезжей, Рубинштейна и Ломоносова, — PR-консультант и редактор Вера Врубель.
Я живу в центре Петербурга всю жизнь, но при этом мне всегда очень не хватало соседского общения. Наша действительность довольно агрессивна, и в ней просто необходимо иметь уголок дружелюбия, защищенности. Пусть эта защищенность иллюзорна, но она очень нужна! В конце концов, даже если недостатка в коммуникации нет, нужно место, где ты можешь узнать что-то полезное о кафе, магазинах района. Я решила, что если такого уголка нет, то я создам его сама. Велосипед изобретать не стала, взяла в качестве примера районные паблики Москвы. Модераторы Ольга Мамаева и Сергей Ушан помогают мне с первого дня — группе всего два года, она быстро развивается.
«Пять углов» — это главное районное СМИ. Именно мы быстрее всех реагируем на местные новости и поставляем их главным медиа Петербурга. А иногда группа работает как большое СМИ. В 2017 году я начала кампанию против Германа Стерлигова (Вера добилась закрытия магазинов Стерлигова «Хлеб и соль» в Петербурге, на входе в которые традиционно висят гомофобные таблички. — Прим. ред.) и не планировала привлекать к этой ситуации группу. Но люди в «Пяти углах» помогали с распространением информации и внесли серьезный вклад в формирование общественного мнения. Название? Звучит пафосно, но «Пять углов» — это что-то вроде места силы. Центральная точка района, которую невозможно игнорировать. Мне всегда казалось, что в башне дома на Загородном живет таинственный добрый волшебник, и это, безусловно, так (в башне находится мастерская художника Сергея Семкина, где прошла съемка для этой статьи. — Прим. ред.).
Петербуржцы очень любят элитарность, а жители центра города склонны считать себя особенными. Но я, хотя и веду паблик Центрального района города, призываю всех спуститься с небес на землю, понять, что все мы одинаковые и выделяться должны не местом прописки, а дружелюбием, открытостью и готовностью прийти на помощь друг другу. Мы принимаем в наше сообщество всех, кто согласен соблюдать его правила: быть вежливым и не хамить. Вы можете жить хоть в штате Алабама, но скучать по родному городу — конечно же, вам не откажут. В конце концов, моя мама жила на юге Петербурга, сейчас живет на проспекте Просвещения, а работает заведующей библиотекой Дома актера. Ее теперь не считать жительницей центра?
Всем иногда нужны помощь и сострадание. Одной женщине из «Пяти углов» срочно понадобилось сделать укол коту, совладать с ним она не могла, а на вызов ветеринара у нее не было денег. Мы с Сергеем Ушаном, моим товарищем и администратором группы, пошли к ней на Коломенскую улицу, помогли. Не потому что мы герои и молодцы. Просто именно так должна работать теория малых дел. Сейчас мы точно знаем, что в любой экстремальной ситуации в жизни кого-то из нас другие члены группы отреагируют моментально (и кота, если надо, подержат).
Девиз нашего паблика — «Держитесь правой стороны и не креститесь на Адмиралтейство». Некоторые ведь и правда принимают его за церковь! Еще в связи с группой вспоминается фраза, которую я услышала на Банковском мосту — «Господи, благослови этих оленей и этот город». Я думаю, это отлично характеризует нашу философию.
Три лучших места Владимирского округа от «Пяти углов»
Паб Dogs Nose
Разъезжая ул., д. 11
Магазин одежды «Жан Жак Пиджак»
ул. Правды, д. 6
Детская площадка «Волшебник изумрудного города»
ул. Правды, д. 2–8
Петроградская диаспора
За повестку на территории от Троицкого моста до Каменного острова отвечает «Петроградская диаспора» в составе Марфы Хромовой-Борисовой, Даниэля Лурье, Мари Мишель, Александра Зарайского и еще четырех тысяч человек.
Сейчас «Петроградская диаспора» — это сообщество в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), в котором мы обмениваемся информацией о новых местах в районе, организуем совместные встречи, делимся полезной информацией. Изначально это был свой небольшой круг, но потом он расширился до пятисот человек, а потом и до четырех тысяч. Почему так получилось? Двое из нас (Марфа и Даниэль. — Прим. ред.) раньше работали в журнале «Афиша», отсюда осталась привычка к информированию: увидели интересное кафе — рассказали. Так и превратились в главный районный паблик. Именно у нас люди находят, например, место, где можно купить мед, или обмениваются вещами.
Это непопулярное мнение, но люди стали больше друг другу доверять. Пример — сайты с частными объявлениями. Вы переводите абсолютно незнакомому человеку деньги, и с 99-процентной вероятностью получаете по почте товар. Потому и объединяются в сообщества в интернете. Другая причина — государство не выполняет свои базовые задачи, и люди вынуждены что-то делать вместе, чтобы выжить и не сойти с ума: искать пропавших детей, помогать погорельцам. У нас таких масштабных дел не было, но взаимопомощь для «Петроградской диаспоры» очень важна.