Немосква не за горами
Топ-менеджер и визионер российского искусства Алиса Прудникова основала в родном Екатеринбурге биеннале мирового значения. На очереди contemporary — art-преобразований — вся Россия: на выставке «Немосква не за горами» в «Манеже» Алиса и 7 кураторов показывают региональное искусство «лицом».
Вы — руководитель стратегических проектов государственного Музея изобразительных искусств им. Пушкина, куда теперь входит ГЦСИ, комиссар Уральской индустриальной биеннале , комиссар проекта «Немосква», топ-менеджер в иерархии институций российского современного искусства, и относятся к вам примерно как к локальному Путину , который виноват во всех проблемах. Каково это ощущать себя в таком амплуа?
Крутой вопрос. Ужас, я локальный Путин! (Смеется.) Саша, вы мне сделали не только название выставки, но и перевернули самосознание! (цитата «Опять ничего не происходит» из статьи Александры Генераловой стала рабочим названием выставки. — Прим, ред.) В 23 года я стала директором ГЦСИ-Урал и совершенно не побыть директором и что такое планирование, у меня есть одна черта, которую я понимаю : свою внутреннюю миссию: я не боюсь брать себя ответственность. Если я тяну эту повозку, значит «за базар» и свои действия отвечаю.
Ваши действия — это в том числе ладить с бизнесом, спонсоры «Немосквы» — Фонд Потанина и « Сибур».
Я работала и с бизнесом, и с чиновниками еще в Екатеринбурге, а сейчас пытаюсь масштабировать эту ситуацию на всю страну. Каждый город хочет быть классным, многим корпорациям хочется зайти в культурный проект и быть к нему причастным, но коллаборацию с креативными индустриями сделать непросто. Проект «Немосква» и призван был стать той и корпораций. Знаете, когда я работала в ГЦСИ в Екатеринбурге и мы делали первые биеннале, то мне очень часто «стучали по башке» за то, что у меня в приоритете — интересы художника и искусства, а не VIP-гости.
Может ли такая дипломатия не противоречить «новой этике»? Сейчас арт-сообщество обсуждает заявление Елизаветы Кашинцевой и Олега Устинова — участников кураторской школы «Немосквы», которые возмущены тем, что их локальные проекты, победившие на конкурсе, не получили финансирования, зато оно нашлось на выставку в Петербурге.
Я считаю, что я хорошо понимаю художественное сообщество, могу его слышать и чувствовать. Ситуация с Олегом и Лизой — не про обман и намеренное ущемление институцией интересов художников, а про проблемы в организации проекта. Меня удручает риторика, которой пользуются наши коллеги, но считаю что если мы, как организаторы, позволили себе двусмысленность, то должны реализовать проекты и пошли в этом навстречу кураторам.
Какой у вас был самый крупный фейл , после которого хотелось все бросить?
После каждой биеннале я думаю, что надо бросать. Самая кризисная была первая — в 2010 году, когда кураторами были Екатерина Деготь, Космин Костинас и Давид Рифф. Я помню, когда на нее стало приходить мало людей, чудовищно мало — никто не умел нормально работать с аудиторией на тот момент. А проект был сделан на разрыв аорты, какими-то сверхусилиями, ужасным напряжением себя и всей команды. Я почувствовала бессилие, потому что весь этот адский труд был сделан по сути для очень узкого круга людей, тогда казалось, что вложенные усилия не оправдались. Честно говоря, было очень сложно делать и вторую биеннале, во второй раз входить в эту историю с пониманием всех нюансов и необходимостью не наступить на грабли.