Георгий Вилинбахов
Что будет в здании Биржи, знает заместитель директора Эрмитажа по научной работе и государственный герольдмейстер РФ. Он руководил разработкой современного герба страны, занимался организацией похорон семьи Николая II, а сейчас курирует создание Музея геральдики.
В чем идея будущего музея?
В том, чтобы объяснить наконец людям, что такое геральдика — а ведь это язык знаков, существующий на протяжении всей истории человечества и во всех регионах планеты. Пожалуй, этот уникальный музей может сделать только Эрмитаж с его энциклопедическим разнообразием собрания, которое позволяет показать геральдику античного мира, Дальнего и Ближнего Востока, Европы и России.
Это неожиданно, ведь геральдика воспринимается как что-то из мира средневековых рыцарей и их турниров.
А такой чисто формальный подход давно не выдерживает критики — это все равно как говорить, что языком может считаться лишь текст, записанный латиницей или кириллицей. Точно так же, как иероглифы отличаются от привычного нам алфавита, так и японские эмблемы самураев отличаются от гербов на доспехах европейских рыцарей, но и то и другое — геральдика.
Что мы увидим в Бирже?
Античные вазы, монеты, оружие, мундиры, знамена, печати, шпалеры, фарфор, стекло, географические карты, кареты, портреты людей в орденах — все, на чем есть изображения гербов в том или ином виде. На втором этаже мы сделаем отдельную галерею, по сути музей в музее, которая будет посвящена наградам. А огромный центральный зал останется свободным — лишь на стенах его разместятся масштабные батальные картины. Он станет местом для проведения официальных церемоний, конференций и вручения государственных наград.
На какой стадии работы и когда откроется музей?
У нас есть научная концепция и распределение экспозиции по залам. Сейчас мы обсуждаем систему показа: дизайн, использование интерактивных возможностей и 3D-технологий. Тем временем строители укрепили фундамент здания, теперь идут работы на стилобате и фасаде. Надеемся открыть музей в 2022 году — к 300-летию со дня учреждения геральдической службы Петром I и 30-летию с момента ее возрождения в современной России.