Интервью с Владимиром Каневским

СНОБКультура

В американских цветах

Текст ~ Федор Дубшан
Фотографии ~ Светлана Рагина

Владимир Каневский с «Мальвами» (фарфор, черный фарфор, глазурь, медь, терракота).

Когда город на Неве назывался еще Ленинградом, Владимир Каневский строил там дома, потом уехал в Америку, где стал «строить» цветы. В том, что произведения Каневского существуют на пересечении архитектуры, ботаники и ремесла, жители теперь уже Санкт-Петербурга могли убедиться в этом году на выставке мастера, открывшейся в государственном Эрмитаже.

Мы вступаем в эти заросли, и странное царство охватывает нас. Огромные скорбные черные мальвы, глянцевитые циннии, величественные, как колонны, наперстянки и сдерживаемый хаос гиацинтов. Бледно-зеленые листья намекают на какую-то грустную тайну творчества. Сюрреалистический эффект возникает, когда видишь некоторые из этих растений разъятыми, расчлененными. Лепестки лежат в картонных коробках, соцветия разложены на столе, пустые стебли одиноко возвышаются вокруг нас.

Мы продвигаемся с Владимиром Каневским сквозь этот эдем, «гуляя в прохладе дня». Здесь творец – он. Все эти растения выращены им из глины и меди, из огня и краски. И процесс сотворения еще не завершен. История архитектора, скульптора, фарфориста Владимира Каневского – тоже интереснейший сюжет сотворения, в его случае – сотворения самого себя. Self-made, как это называется в соединенных штатах, ставших его домом.

Владимир Каневский родился в Харькове в 1951 году в семье режиссера-документалиста Арона Каневского. Он начинал как архитектор, строил в Харькове и Ленинграде. В конце восьмидесятых эмигрировал в США. В поисках приносящего какую-то прибыль дела стал создавать фарфоровые цветы. Сначала это было вынужденным ремеслом, которое спустя годы принесло настоящий успех. Произведения Каневского приобретают принцесса Монако и немецкая принцесса Глория фон Турн-унд-Таксис, модный дом Dior и Каролина Эррера, дизайнеры и модельеры, миллиардеры и мировой политический истеблишмент. – в художественной школе по двум предметам у меня были постоянные двойки – по скульптуре и английскому языку. и оба предмета пригодились в будущем – в штатах, – посмеиваясь, говорит мне Владимир.

А до эмиграции что вы делали?

Окончил архитектурный факультет харьковского строительного. потом, в семидесятых, переехал в Ленинград. Работал в Ленпроекте – кстати, делал рабочие чертежи под ленинградский морской вокзал. Затем мне пришлось пойти в художники. Совершенно случайно я попал в художественный комбинат при главном управлении культуры. И в 1985-м мне подвернулась работа: был такой бар «Нектар» у Технологического института. Закрыли его, говорят, совсем недавно. Я взялся оформлять для него витрины. Решил выполнить их в керамике. Никогда раньше ею не занимался, но у меня получилось. Я сделал фигуративные композиции «Изготовление вина»: пейзаж, виноград в корзинах, вокруг какие-то фигуры, свешивающиеся из рамы, – смешная штука. Они пользовались успехом. Какое-то время повисели, и тут вышел указ «Об усилении борьбы с пьянством». Пришлось демонтировать. Потом я приехал в Питер уже в середине девяностых. Тогда снова повесили часть витрин. Правда, поскольку все было растащено, выглядело это, конечно, уже не так здорово. Но главное, что тогда я влюбился в керамику. И неслучайно, видимо, потом занялся фарфором. Я ведь, честно говоря, не знал, что умею лепить. А когда взялся за «Нектар» – чувствую, снизошла благодать. И я полюбил это до безумия.

«Роза шиповник» (костяной фарфор, глазурь, медь).

И в последствии лепка вам сильно пригодилась.

В Штатах я делал скульптуры, выставлялся, музеи покупали мои работы. Но прожить на это было невозможно, приходилось подрабатывать фарфором. Сначала посуда, сервизы, а потом занялся флористическим рукоделием. В первое время мне все это, конечно, не нравилось – я цветы даже не рассматривал как экспонаты для своих выставок. Я очень долго работал с фарфором, и он не вызывал у меня никаких чувств. Пытался даже бросить. А почувствовал я в нем смысл совсем недавно – всего лет шесть назад. Оказалось, что надо просто почувствовать. Сделать большую вещь, чтобы понять: так можно. Я сделал мальву. (Подходим к зарослям фарфоровых мальв. Видно, как прозрачен фарфор.) Вот эти две черные мальвы разные. Одна – из черного фарфора, другая – из белого, но покрашена черной глазурью. Мне важно в своих работах показывать свойства материала, играть с разными поверхностями и фактурами. Например, я крашу черный фарфор, и это очень интересное дело, целая отдельная область: живопись по черному грунту. Малые голландцы, например, тоже использовали такой прием – писали картины частью по черной, частью по белой грунтовке. И это давало совершенно другое ощущение пространства и иной цвет.

А какой именно фарфор вы используете?

Нескольких видов. Я покупаю глину по всему миру. Тонкий белый костяной фарфор. Более «мужественный» и не такой белый бисквит. Вот этот, черный, если его разломить, на сломе тоже будет черный. Но Веджвуд в XVIII веке производил нечто похожее – не совсем фарфор, так называемый базальт.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Новая бронетанковая доктрина Новая бронетанковая доктрина

О зарождении новой бронетанковой доктрины

Популярная механика
Уральский микс Уральский микс

На мой взгляд, напитки все же должны оставаться на втором плане

Bones
Солдат в обмен на фельдмаршала? Солдат в обмен на фельдмаршала?

Яков Джугашвили и Фридрих Паулюс — двое самых известных пленных Второй мировой

Дилетант
«Дорожная карта» для наблюдений за погодой «Дорожная карта» для наблюдений за погодой

Минсельхоз совместно с Росгидрометом планируют развивать систему метеостанций

Агроинвестор
Символ на перекрестке современных философий Символ на перекрестке современных философий

Знак — это условность, которая превращает отдельные вещи в их меру

Знание – сила
Аслан Шукаша: «Делиться планами — опасно!» Аслан Шукаша: «Делиться планами — опасно!»

Аслан Шукаша: как он выходит из тупиков и на какие вопросы не отвечает публично

ЖАРА Magazine
Леди Гага от декаданса: как маркиза Луиза Казати стала королевой эпатажа Леди Гага от декаданса: как маркиза Луиза Казати стала королевой эпатажа

Как середине XX века итальянская аристократка стала Леди Гагой своего времени

Правила жизни
Ген ожирения объединил людей с собаками Ген ожирения объединил людей с собаками

Ученые выявили у собак ген, связанный с развитием ожирения

N+1
Само совершенство Само совершенство

Что скрывается за яркой внешностью и почему мы пытаемся этим поднять самооценку

Лиза
Едва знакомы Едва знакомы

«Едва знакомы» — проект, объединяющий людей за киноужинами

Seasons of life
Первая среди равных Первая среди равных

Мысли и наблюдения первой женщины-победительницы в кругосветной гонке

Y Magazine
«Чистейший образец» «Чистейший образец»

Составить цельный образ Натальи Николаевны Гончаровой — сложная задача

Дилетант
Немного науки в арктической воде Немного науки в арктической воде

Что исследователи знают о косолапых пловцах

Weekend
«Золотая середина»: какую дистанцию выстроить руководителю между собой и сотрудниками «Золотая середина»: какую дистанцию выстроить руководителю между собой и сотрудниками

Какие ошибки чаще всего совершают менеджеры, и как найти баланс в дистанции

Inc.
На всякий случай На всякий случай

Как работает система страхования в спорте

Ведомости
Шаги на чердаке: жуткая история о нераскрытом убийстве в Хинтеркайфеке Шаги на чердаке: жуткая история о нераскрытом убийстве в Хинтеркайфеке

Более 100 лет назад на ферме Андреаса Грубера произошла страшная трагедия

ТехИнсайдер
Актер сериала «Универ. Молодые» Влад Прохоров рассказал, какие качества в девушках ценит больше всего Актер сериала «Универ. Молодые» Влад Прохоров рассказал, какие качества в девушках ценит больше всего

Актер Влад Прохоров рассказал о своих главных требованиях к девушкам

VOICE
Есть контакт Есть контакт

Как установить и почувствовать связь со своим телом

Grazia
Женщины, которые нас вдохновляют: писательницы, руководительницы, исследовательницы, — о своих героинях Женщины, которые нас вдохновляют: писательницы, руководительницы, исследовательницы, — о своих героинях

Женщины поделились историями о тех, кто больше всего их вдохновляет

Psychologies
Я — сноб: коллекционер Антон Козлов Я — сноб: коллекционер Антон Козлов

Коллекционер Антон Козлов — про искусство собирать современный арт

СНОБ
10 забытых триллеров 90-х, которые и сегодня смотрятся современно 10 забытых триллеров 90-х, которые и сегодня смотрятся современно

Крепкие фильмы, которые остались в тени Квентина Тарантина и Мартина Скорсезе

Maxim
Ударные АПЛ европейских стран НАТО Ударные АПЛ европейских стран НАТО

Лодки класса «Трафальгар» проектировались для противостояния советским подлодкам

Наука и техника
Погрузиться в сон Погрузиться в сон

Как научиться высыпаться, не меняя привычного ритма жизни

Лиза
Пятиминутный путеводитель по теориям заговоров Пятиминутный путеводитель по теориям заговоров

Пять основных направлений полета конспирологической мысли

Правила жизни
Шепоты и фрики Шепоты и фрики

Почему мы все поголовно надели шапочки из фольги?

Правила жизни
От любопытства до радикализма От любопытства до радикализма

Путь радикализации конспирологической идеи может быть пугающе коротким

Правила жизни
Германия пожинает плоды стратегического аутсорса Германия пожинает плоды стратегического аутсорса

Чем были интересны выборы в бундестаг и ждать ли России возвращения Германии

Монокль
Сапог — оружие богатыря Сапог — оружие богатыря

Cвязаны ли в действительности Илия Печерский и легендарный герой Илья Муромец?

Дилетант
Банная философия Банная философия

Баня как путь к очищению: истории и практики из Красной Поляны

Seasons of life
У нас есть всё У нас есть всё

Группа СБПЧ — о воображаемых мирах, рождении строчек и мелодий

Seasons of life
Открыть в приложении