В Москве состоялась презентация новой программы Зальцбургского фестиваля

СНОБКультура

Соло для президента

В Москве состоялась презентация новой программы Зальцбургского фестиваля, который в этом году проводится девяносто девятый раз. Об одном из главных событий в музыкальной и художественной жизни мира рассказала «Снобу» президент фестиваля г-жа Хельга Рабль-Штадлер.

Сергей Николаевич

Ей нравится, когда ее называют «министром иностранных дел» Зальцбургского фестиваля. Она действительно отменный дипломат. Хотя на самом деле ее официальный статус Frau Präsiden tin, каковой она является почти двадцать пять лет. За это время сменилось пять художественных руководителей (их называют здесь интендантами), а фрау Хельга Рабль-Штадлер по-прежнему рулит в своем президентском кабинете в Festspielhaus, откуда открывается потрясающий вид на Зальцбург.

Это ее город, ее территория. Здесь она родилась, здесь прошла вся жизнь, которая могла пойти совсем другим маршрутом: семейный бизнес, журналистика, политика? В сущности, любой вариант развития сюжета был возможен. Как прирожденная отличница, фрау Хельга легко схватывает самую суть вопроса, в одну секунду сканирует собеседника, мыслит масштабно, с государственным размахом. Неслучайно она стала первой журналисткой в Австрии, имевшей собственную колонку в уважаемой газете Kurier. Говорят, что ей прочили министерский портфель в правительстве. Отказалась. И кажется, я знаю почему. Дело не в сентиментальных привязанностях к древним камням и красивым видам. Просто Зальцбург – это место, где особенно остро ощущаешь собственную принадлежность к европейской культуре. Эпицентр того, чего за последнее тысячелетие сумела достичь и каким-то чудом сохранить наша цивилизация. Музыка как главный аргумент в пользу мира. Музыка как самый верный способ договориться о мире. Музыка как награда за все страдания, выпадающие человеку на его веку, но которые можно преодолеть, если знаешь, что завтра услышишь Моцарта.

Cимволично, что одним из ключевых произведений в истории фестиваля стала пацифистская мистерия «Имярек» Гуго фон Гофмансталя. Именно с этого спектакля и начинается официальная хронология фестиваля. С тех пор прошло почти сто лет. Но многие из тем, волновавших авторов оперы, остаются поразительно актуальными и сегодня. Неслучайно это культовое для Зальцбурга произведение снова включено в фестивальную программу 2019 года.

Хельга Рабль-Штадлер, президент Зальцбургского фестиваля.

По сложившейся традиции фрау президент и художественный руководитель Маркус Хинтерхойзер прилетели в Москву, чтобы представить фестивальную программу нашим меломанам, СМИ и Обществу российских друзей Зальцбургского фестиваля. Глаза разбегаются, глядя на афишу: тут и премьера моцартовского «Идоменея, царя критского» в постановке Питера Селларса с Теодором Курентзисом у дирижерского пульта и хором musicAeterna на сцене. И «Альцина» с неутомимой искусницей Чечилией Бартоли, и «Медея» Керубини с трагической Соней Йончевой, и концертное исполнение «Адрианы Лекуврёр» с нашей diva assoluta Анной Нетребко.

Это не говоря о выступлениях таких выдающихся музыкантов, как пианист Евгений Кисин, дирижер Марис Янсонс, баритон Маттиас Гёрне и другие. Посетить все, наверное, невозможно. Для этого пришлось бы почти на полтора месяца переселиться в Зальцбург. Но то, что обычная программа пребывания меломана в городе увеличилась в среднем с трех фестивальных дней до семи, фрау президент считает серьезным достижением своей команды.

Она привыкла мыслить цифрами. Каждый проданный билет идет в бюджет фестиваля. Тут не может быть импровизаций, хотя ей часто приходится идти на серьезный риск. И все же мой первый вопрос был не о деньгах, а о том, каким был фестиваль во времена ее юности, когда здесь безраздельно царствовал Герберт фон Караян.

– Я думаю, есть сходство с днем нынешним. Тогда, как и сейчас, во главе фестиваля стоял серьезный музыкант: Караян был великим дирижером, Маркус Хинтерхойзер – замечательный пианист. Для фестиваля это очень важно. Конечно, Караян был невероятной личностью, обладавшей ни с чем не сравнимой магией. Его цель заключалась в том, чтобы сделать Зальцбург центром художественной и музыкальной вселенной. Это был его родной город, он здесь родился и всегда воспринимал фестиваль как свою вотчину. У него была несгибаемая воля, и он всегда знал, чего хочет. Например, это было его ультимативное требование – построить огромный фестивальный зал. Я тогда была школьницей и хорошо помню жаркие дискуссии, развернувшиеся в прессе: зачем Зальцбургу еще один фестивальный зал. Достаточно тех, что есть. Но Караян был непреклонен: если надо поставить Вагнера или Верди, необходима большая сцена. К сожалению, у него была одна слабость: он абсолютно уверовал в свой талант оперного режиссера. А это совсем разные профессии! Под конец его правления желание все ставить самому стало серьезной проблемой. Но его стремление к совершенству, величайшая культура звучания оркестра, невероятная требовательность определили высочайший уровень исполнения музыки и создали нашему городу репутацию летней мировой культурной столицы. Ради него даже выдающиеся

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Цифровая молодежь Цифровая молодежь

Геворк Вермишян о новом поколении, будущем телекома и «законе Яровой»

Forbes
Счастье для всех недаром Счастье для всех недаром

Писатель Шамиль Идиатуллин — о роли Аркадия Стругацкого в его жизни

Weekend
Анна Седокова Анна Седокова

Наверное, она уже привыкла к эпитетам «горячая», «аппетитная», «сочная»

Playboy
20 легендарных мультфильмов для всех возрастов, которые должен посмотреть каждый хоть раз в жизни 20 легендарных мультфильмов для всех возрастов, которые должен посмотреть каждый хоть раз в жизни

Мультики, которые стоит посмотреть всем вне зависимости от возраста

Правила жизни
Ирина Апексимова. Стены и углы Таганки Ирина Апексимова. Стены и углы Таганки

Интервью с руководителем Театра на Таганке Ириной Апексимовой

СНОБ
Львинохвостые макаки, или Вандеру Львинохвостые макаки, или Вандеру

Львинохвостые макаки – очень капризные и не желающие быть фотомоделями

Знание – сила
Вера, которая пьет тушь Вера, которая пьет тушь

Вера Мартынов рассказала, как она выращивает новый театр и нового зрителя

СНОБ
Физлицом к рынку Физлицом к рынку

Розничные инвесторы нарастили вложения вдвое, предпочитая облигации акциям

Ведомости
Миротворец-империалист Миротворец-империалист

Весь период правления Никита Сергеевич отчаянно боролся за мир

Дилетант
Ничего личного Ничего личного

Как защититься от хейта в Интернете

Лиза
Гранит науки: 7 необычных школ Гранит науки: 7 необычных школ

Новое содержание требует новых форм и новых школьных зданий

Вокруг света
Марина Монгуш: «Креативная экономика — это не только про деньги, но и про социальные эффекты» Марина Монгуш: «Креативная экономика — это не только про деньги, но и про социальные эффекты»

Почему креативная экономика становится движущей силой развития России?

ФедералПресс
Продукты, которые могут оказаться опасными, если приготовить их неправильно Продукты, которые могут оказаться опасными, если приготовить их неправильно

Если неправильно приготовить эти блюда, последствия могут быть серьезными!

ТехИнсайдер
«Мозг: еда и новизна. Почему нас тянет к новому и вкусному» «Мозг: еда и новизна. Почему нас тянет к новому и вкусному»

Как еда вызывает эмоции

N+1
Догоняющие доходы Догоняющие доходы

Рост доходов субъектов обеспечила в основном положительная динамика НДФЛ

Ведомости
«Холодный мир – это наше достояние» «Холодный мир – это наше достояние»

Что такое криосфера? Можно ли использовать знания о ней в повседневной жизни?

Знание – сила
Архангелогородский рудознатец Федор Прядунов Архангелогородский рудознатец Федор Прядунов

Судьба первого русского нефтепромысла

Знание – сила
ИП или ООО — вот в чем вопрос: какую форму ведения деятельности выбрать МСП ИП или ООО — вот в чем вопрос: какую форму ведения деятельности выбрать МСП

ИП и ООО: чем отличаются и какая форма ведения бизнеса подойдет именно вам?

Inc.
Флагман дальнего плавания Флагман дальнего плавания

Bering 165 — это судно с отвесным форштевнем и высоким бортом до миделя

Y Magazine
На чистую воду На чистую воду

Новинка итальянской верфи Columbus Yachts — моторная суперъяхта Acqua Chiara

Y Magazine
Искусство Искусство

Главные тренды и события мирового арт-рынка за 2025 год

RR Люкс.Личности.Бизнес.
«Я по роду своей профессиональной деятельности всегда говорю про детей…» «Я по роду своей профессиональной деятельности всегда говорю про детей…»

О Русских международных школах и перспективах российского образования за рубежом

Знание – сила
Красота Красота

Новейшие технологии, научные открытия, драгоценные ингредиенты бьюти-индустрии

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Тимофеев-Ресовский, зоология и век информации Тимофеев-Ресовский, зоология и век информации

Об отношениях Тимофеева-Ресовского с зоологией

Знание – сила
Гастрономия Гастрономия

Лучшие рестораны — новые и возрождённые

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Упрощать без последствий Упрощать без последствий

Как доказать налоговой, что дробления не было: примеры реальных судебных дел

Монокль
Отправь меня на Луну Отправь меня на Луну

Цифра «три», похоже, стала для яхты Orion символом

Y Magazine
3 бизнес-ошибки сооснователя страховой компании «Лучи» Михаила Беляндинова 3 бизнес-ошибки сооснователя страховой компании «Лучи» Михаила Беляндинова

Сооснователь страховой компании — о том, куда не стоит распылять ресурсы

Inc.
Другая история Другая история

Человеческому терпению нет предела, но это явно не тот случай!

Знание – сила
Познайте себя: выберите фигуру, а мы расскажем, какая профессия вам лучше всего подходит Познайте себя: выберите фигуру, а мы расскажем, какая профессия вам лучше всего подходит

Выберите фигуру и узнайте, в какой области вы могли бы преуспеть

ТехИнсайдер
Открыть в приложении