Одна из характерных примет нашего времени – оперный бум

СНОБКультура

Маркус Хинтерхойзер: музыка страсти

Текст ~ Сергей Николаевич

Одна из характерных примет нашего времени – оперный бум, охвативший просвещенную российскую публику. Самые престижные премьеры, самые дорогие билеты, самые недоступные спектакли – все это дань новой моде, которая уверенно вошла в нашу жизнь и, похоже, не собирается никуда уходить. Подтверждением тому является всевозрастающее «русское присутствие» на ежегодном международном Зальцбургском фестивале – главном музыкальном событии года. Его художественный руководитель Маркус Хинтерхойзер рассказал «Снобу» о главных премьерах лета и о своем «романе» с русской музыкой.

У Маркуса Хинтерхойзера репутация интеллектуала и замечательного пианиста, тонкого интерпретатора современных авторов, которых никто, кроме него, особо не исполняет. Это особый тип художественного сознания – интересоваться новым, открывать новое, слышать и поддерживать тех, кто не на виду, а предпочитает оставаться в тени, вдали от треска блицев и дыхания возбужденной театральной толпы. Маркус и сам по большей части человек тени, библиотечная душа, обладатель идеального слуха и тихого голоса.

Звезды Зальцбургского фестиваля – 2018: Дирижер Франц Вельзер-Мёст.

Не могу представить себе ситуации, когда бы он его повысил. Хотя наверняка это время от времени случается. Ведь с прошлого года он возглавляет Зальцбургский фестиваль – старейший и самый престижный музыкальный форум в мире. Это как Олимпийские игры, которые проводятся каждый год. Со всеми атрибутами события класса A: самые прославленные музыканты, самые громкие премьеры, самая требовательная публика, включая разных царственных особ, монархов и действующих президентов. Провинциальный, музейный Зальцбург на полтора фестивальных месяца становится одной из главных столиц мира, где надо непременно быть.

Певица Чечилия Бартоли.
Дирижер
Кент Нагано.

Наши соотечественники влились в ряды западных меломанов сравнительно недавно. Лишь в 2013 году было создано российское общество друзей Зальцбургского фестиваля по модели аналогичных национальных обществ, которые помогают фестивалю уже более пятидесяти лет. Инициатива президента фестиваля г-жи Хельги Рабл-Штадлер незамедлительно дала результат: в прошлом году российское присутствие на сценах и в залах Зальцбурга стало рекордно высоким. Этому способствовали не только имена хедлайнеров Анны Нетребко и Теодора Курентзиса. Фонд Aksenov Family Foundation взял на себя львиную долю забот по организации приезда знаменитого оркестра и хора Music Aeterna из Перми (а это ни много ни мало сто семьдесят человек!), а также обеспечение меломанов дефицитными билетами на лучшие спектакли, проведение культурно-развлекательной программы, включая встречу с итальянской дивой Чечилией Бартоли. Зальцбург – это всегда сложная логистика, серьезный бизнес и миллионные бюджеты. Но все-таки центром и содержанием его является музыка. А за нее-то как раз отвечает Маркус Хинтерхойзер.

Режиссер Ромео Кастеллуччи.

Года два назад мне довелось общаться с его предшественником г-ном Александром Перейра. Это был совсем другой стиль: насмешливые интонации большого начальника, барские манеры, банковская седина, безупречный смокинг. Можно было подумать, что он внебрачный сын бывшего музыкального правителя Зальцбурга Герберта Фон Караяна. Ему не хватало только баронской приставки «фон». Соответственно он вел и фестивальные дела: размашисто и эффектно, выстраивая программу с очевидным упором на звездные имена и с продуманным расчетом на вкусы богатых спонсоров. С прошлого сезона он возглавляет ла скала.

Дирижер Марис
Янсонс.

Маркус другой. По характеру, музыкальным предпочтениям и манере вести себя на публике. Он будто даже стесняется своей номенклатурной должности и любой помпы. Помню его склоненным над роялем во время выступлений знаменитого баритона Маттиаса Гёрне, приезжавшего в Москву с музыкально-анимационным спектаклем «зимний путь». С тех пор тоскливая радость Шуберта ассоциируется для меня и с самим Маркусом. Хотя в своей жизни он много чего еще играл. Например, ему принадлежит честь открытия одного из самых загадочных и «нерасшифрованных» композиторов ХХ века Галины Уствольской. Его интерпретации Джона Кейджа и Луиджи Ноно считаются самыми глубокими. Он вообще любит сложные задачи и трудных авторов. И недолгое его интендантство на венском фестивале искусств – наглядное доказательство того, чего может добиться интеллигентный человек, который умеет находить общий язык даже с самыми несговорчивыми гениями. Вот и сейчас даже при беглом прочтении программы Зальцбургского фестиваля сразу бросился в глаза невероятный разброс имен: тут и легендарные мэтры на все времена Марис Янсонс и Кент Нагано, и бесстрашные рыцари театрального авангарда режиссеры Ромео Кастеллуччи и Кшиштоф Варликовский, и оперные звезды от Чечилии Бартоли до Ильдара Абдразакова. А еще Евгений Кисин, и Теодор Курентзис, и Патриция Копачинская. Сольные концерты – это тоже важная часть фестивального действа. И все это в течение полутора месяцев, когда у художественного руководителя не будет ни одного свободного дня. Если, конечно, не считать времени на подготовку к собственному концерту в рамках специальной программы, посвященной Галине Уствольской. В фестивальном буклете концерт Маркуса Хинтерхойзера значится в разделе под многозначительным названием «страсть». Почему? Откуда ей было взяться в размеренном, чинном, смокингово-фрачном Зальцбурге? Мы сидим в венском кафе Kempinski Hotel. За окном шумит весенняя Москва, а наш разговор то и дело возвращается в летний, изнывающий от июльской жары Зальцбург.

По мнению профессионалов, прошлый фестивальный сезон был исключительно успешным. Для вас это был дебют в качестве художественного руководителя. Тогда ключевой стала тема прощения, милосердия. Не случайно одной из главных оперных постановок фестиваля явилось «Милосердие Тита» Моцарта в исполнении Music Aeterna под руководством Теодора Курентзиса, и так неожиданно сильно прозвучала «Аида» с участием Анны Нетребко. В этом году в качестве главной темы выбрана страсть, экстаз, passion. Почему?

Как вы понимаете, Зальцбургский фестиваль – это особая история. Нужного результата тут нельзя достигнуть путем сложения более или менее удачных постановок и концертов. То есть в конечном счете все сводится именно к этому набору, но для начала нужно придумать какую-то форму. Предлагаемая тема способна ее задать. Кстати, мы никогда ничего про это не пишем, нигде ее специально не декларируем. Сам выбор спектаклей и музыкальных произведений должен говорить за себя, выводя нас на новый уровень размышлений, помогая осознать тот мир, который нас всех окружает. Поэтому так важно было в прошлом году поставить «Милосердие Тита», где у Моцарта есть поразительные постижения самого механизма власти, оставшегося неизменным с тех еще времен, когда была написана эта опера. То же самое можно сказать и о «Войцеке», «Короле Лире», «Катерине Измайловой» – главных премьерах прошлого сезона. Если говорить о страсти, которую мы обозначили как тему нынешнего фестиваля, то скорее можно говорить о некоей высшей власти, которая овладевает человеком, толкая его на роковые безумства и ввергая во все новые катастрофы. Это и «Саломея» Рихарда Штрауса, и «Коронация Поппеи» Монтеверди, и «Пиковая Дама» Чайковского, и даже «Волшебная флейта» Моцарта – во всех них исследуется история страсти. Страсти как разрушительной силы, бездны, которая постоянно искушает и влечет человека.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Сергей Лазарев: биография и личная жизнь кумира юности Сергей Лазарев: биография и личная жизнь кумира юности

В честь дня рождения Сергея Лазарева мы вспоминаем самые важные этапы его жизни

Лиза
Экология отношений: 7 правил Экология отношений: 7 правил

Какие навыки помогут в создании экологичных отношений?

Psychologies
Сила воли: что мешает нам добиваться цели Сила воли: что мешает нам добиваться цели

Проблема отсутствия силы воли – в образе жизни, который ее ослабляет

Psychologies
Эмили Блант: “Мужчины хотят снимать фильмы о сильных женщинах” Эмили Блант: “Мужчины хотят снимать фильмы о сильных женщинах”

Эмили Блант — о новом проекте и о том, как совмещать личную жизнь и работу

Esquire
Устроили драмтеатр: фонд Леонида Михельсона показывает в Москве невиданное искусство Устроили драмтеатр: фонд Леонида Михельсона показывает в Москве невиданное искусство

В ММоМА открывается проект фонда V-A-C «Генеральная репетиция»

Forbes
Советская стратегическая сверхзвуковая ракета Советская стратегическая сверхзвуковая ракета

Стало ясно, насколько ракета «Метеорит» опередила свое время.

Популярная механика
Выгода патриота: пять причин отдыхать в России Выгода патриота: пять причин отдыхать в России

Где можно зарядиться силами на год вперед

Forbes
Звезды нас ждут: как супертелескоп Джеймса Уэбба будет искать жизнь во Вселенной Звезды нас ждут: как супертелескоп Джеймса Уэбба будет искать жизнь во Вселенной

В скором времени у NASA появится целое семейство космических телескопов

Forbes
Как Пабло Пикассо изображал любимых женщин Как Пабло Пикассо изображал любимых женщин

Какими были на самом деле любимые женщины Пикассо

Vogue
Диск-жокей, сделай музыку громче: один день с Севой Новгородцевым Диск-жокей, сделай музыку громче: один день с Севой Новгородцевым

Сева Новгородцев о желании вернуться в молодость

СНОБ
Любовь Толкалина, Маша Цигаль и другие отметили 15 лет салона красоты «Саванна» Любовь Толкалина, Маша Цигаль и другие отметили 15 лет салона красоты «Саванна»

«Саванна» уже давно стала излюбленным местом светских героинь

Cosmopolitan
Renault Kangoo. На конвейере с 2008 года Renault Kangoo. На конвейере с 2008 года

Стоит ли искать подобный автомобиль на отечественном вторичном рынке

АвтоМир
Честь суши Честь суши

Семь мест для отдыха на Средиземном море

GQ
Где принято давать и сколько? Чаевые: инструкция по вознаграждению Где принято давать и сколько? Чаевые: инструкция по вознаграждению

В каждой стране есть свои особенности, поэтому перед поездкой лучше все изучить

Лиза
БлизНяшки БлизНяшки

Kia Soul и SsangYong Tivoli

АвтоМир
Сила жизни Сила жизни

Александр Герасимов, рассказал нам о том, для чего горожане испытывают себя

Seasons of life
Жизнь после выборов: как изменится судьба кандидатов в президенты Жизнь после выборов: как изменится судьба кандидатов в президенты

Российская политика стоит на пороге больших перемен

Forbes
Конфетно-букетный Конфетно-букетный

Нью-йоркский пентхаус актрисы Бетт Мидлер

AD
Как власти отреагировали на трагедию в Кемерове Как власти отреагировали на трагедию в Кемерове

Что Владимир Путин, Аман Тулеев и другие чиновники говорили о трагедии

Esquire
Girl in Vogue: Оля Тимощенко Girl in Vogue: Оля Тимощенко

Как модель с 14-летним стажем вернулась в Брянск помогать молодежи

Vogue
Иваново действо Иваново действо

Десятилетний дизайнер Иван Галантерник

Vogue
Independent Media не кормит завтраками Independent Media не кормит завтраками

Издательский дом Independent Media 22 марта провел бизнес-завтрак для партнеров

Cosmopolitan
Лучшие фотографии февраля Лучшие фотографии февраля

Каждый месяц фоторедактор Esquire выбирает 10 самых интересных фотографий месяца

Esquire
На лезвии славы На лезвии славы

Екатерина Боброва и Дмитрий Соловьев выступили на своей третьей Олимпиаде

OK!
Как по-модному провести «весенние» праздничные выходные в Москве Как по-модному провести «весенние» праздничные выходные в Москве

На выставке Верещагина, во флоатинг-кушетке и с дюжиной устриц

Vogue
От скромной студентки до гламурной дивы: как менялся стиль Алёны Шишковой От скромной студентки до гламурной дивы: как менялся стиль Алёны Шишковой

Имя Алёны Шишковой не сходит со страниц светской хроники

Cosmopolitan
6 простых шагов к идеальному сну 6 простых шагов к идеальному сну

Рассказываем, как отрегулировать режим сна

Esquire
Миллиардер Илон Маск предсказал планете «новые темные времена» Миллиардер Илон Маск предсказал планете «новые темные времена»

Илон Маск рассказал, как будет проходить колонизация Марса

Forbes
Майкл Кейн о свингующих 1960-х и лучших фильмах всех времен Майкл Кейн о свингующих 1960-х и лучших фильмах всех времен

Майкл Кейн завоевал киномир еще в 1960-е

Esquire
Что носили мужчины на этой неделе Что носили мужчины на этой неделе

На этой неделе мужчины доказывают, что все гениальное просто

GQ
Открыть в приложении