Отрывок из книги Дирка Богарда

СНОБИстория

Последнее искушение

Дирк Богард

Королевская премьера

Он не слишком жаловал кино, любил писательский труд и занятия садоводством, мечтал о том, чтобы провести остаток дней в своем загородном поместье «Клермон» на юге Франции. И был только один режиссер, которому Дирк Богард никогда не мог сказать «нет», это Лукино Висконти.

Перевод с английского ~ Андрей Куприн

Черновой монтаж означает буквально – черновой. Он производит тяжелое впечатление на посторонних и часто даже на посвященных. Он похож на любительское кино. Кадры идут в нужной последовательности, поэтому «форма» просматривается, но не выровнены ни свет, ни звук, ни цвет. Отсутствуют музыкальное сопровождение и титры; нет ни единого признака того, что выглядит и ощущается как кино.

Этот бестолковый полуфабрикат могут созерцать лишь люди с сильным характером и экспертными знаниями. Вот почему многие режиссеры, и это справедливо, не приглашают актеров на предварительный просмотр. Актеры в большинстве своем обладают гипертрофированным эго. Неудачный черновой монтаж (а он почти всегда неудачен) – достаточная причина, чтобы они отправились бродить по ближайшей набережной или жаловаться всему городу, какой «чудовищный» фильм. А все оттого, что им не понравилась ни собственная внешность, ни исполнение.

Кинокритики, назначившие себя интеллектуалами, а сейчас много таких развелось, вероятно, досидят до конца и наверняка усугубят результат своим одобрением, для которого они часто используют слова «бескомпромиссно» и «многопланово».

Но я не виню их за это.

Дирк Богард у себя дома в Челси, Лондон, 1996.

Вот так и я впервые увидел «Смерть в Венеции» в три часа пополудни в холодном кинозале студии «Чинечитта». Висконти сидел на мягком стуле в окружении многочисленных членов семьи и тех, кого он удостоил быть свидетелем первого показа своей работы, плюс еще кого-то из избранных членов съемочной группы.

Там было несколько принцесс, парочка графинь, три-четыре актера, не занятых в фильме, но которым он оказал такую честь, поскольку знал, что их подхалимство может оказаться полезным за пределами студии. Люди вроде Висконти всегда держат при себе эскадрон фаворитов: стайку рыб-лоцманов, вьющихся вокруг кита. Он знал: на них можно рассчитывать, они разнесут хвалебную весть о фильме по всему Риму, Милану, Неаполю, а если потребуется, то и по Лондону, и по Парижу. Они его никогда не подводили. А если бы подвели, их ждала бы медленная агония в свете и театральных кругах.

Сейчас уже не вспомню, что именно я почувствовал в тот день, когда в проекторе мелькнул последний кадр. Вот, вспомнил: онемение. От великой и странной силы этого фильма, от его красоты и от глубокого разочарования своим исполнением. Больше ничего.

Однако Форвуд1 корректно заметил, что я слишком близок к предмету обсуждения, чтобы быть объективным и беспристрастным, и что в подобной ситуации гораздо благоразумнее вежливо промолчать или говорить как можно меньше.

В конце концов это оказалось совсем нетрудно. Мне нечего было сказать.

Висконти, с неизменной сигаретой в тонких сильных пальцах, принимал почести своей свиты с достоинством понтифика, то оборачиваясь в легком кивке, то обозначая поклон, то помахивая рукой, окутанной сигаретным дымом, и наконец поприветствовал и меня двумя отеческими хлопками по плечу.

– А, Богард! Va bene? Как зуб сегодня, не болит? И чтобы завтра тоже не болел! Завтра переозвучание нескольких реплик. Помните? Мотоцикл в саду и эти проклятые моторные лодки на канале, совсем немного. Пара слов там и сям. Поэтому завтра никакой зубной боли, слышите?

– Никакой зубной боли завтра, Лукино.

Когда я повернулся к выходу, он вдруг позвал меня:

– Богард!

Я остановился в дверях.

– Bene? – тихо спросил он.

– Bene, – отвечал я. – Molto bene.

Взгляд его серых глаз был прям и ясен. Неподвижен. Взгляд сообщника.

– Grazie! – спокойно сказал он и повернулся к кому-то опустившемуся на колени перед ним, словно прося милости или произнося комплимент.

Когда я вышел из студии, настроение слегка поднялось. Мне показалось, что он доволен нашей работой (хотя я не был вполне уверен в этом) и ему понравилось то, что сделал я. В дальнейшем это подтвердилось, когда он пригласил нас ужинать в Gigi Fazzi. Несомненный знак уважения и одобрения.

В тот же вечер в отеле Hassler я написал письмо одной американской приятельнице в Новую Англию:

«Потом он [Висконти] устроил нам роскошный ужин в новомодном ресторане Джиджи Фази. Очень шумно, звяканье ножей и вилок, тарелки с фетучини, красное вино рекой, громкие голоса и много смеха. Так или иначе, теперь все позади, и я спешу написать тебе, прежде чем утром отправлюсь работать.

Мне кажется, мое участие в фильме стало провалом: неплохая проба, но с ролью я не совсем справился. В любом случае это моя вина, не В. Он говорит, что очень доволен моей работой, но я не уверен. Меня гложут мучительные сомнения. Грустно. У меня была очень хорошая возможность; вероятно, я слишком на многое замахнулся на сей раз. Ну что ж! Как это у вас в стране говорится? Ничего не попишешь? И все же я это сделал. Я старался изо всех сил».

Наконец фильм был завершен. Записана музыка, выверена тональность и все прочее, и Висконти, удивительным образом умудрившийся сделать все исключительно силами своей команды, ничего не показывая американским кошелькам, как он их величал, был таки вынужден отправиться к ним в «этот ужасный Лос-Анджелес» и предъявить то, за что они платили деньги.

Как мне рассказывали, «явились все полным составом», и когда в голливудском просмотровом зале зажгли свет, все оставались сидеть молча и неподвижно. Висконти сказал, что поначалу это его чрезвычайно воодушевило: он решил, что их потряс эмоциональный финал картины.

Ничуть не бывало. Они застыли от ужаса.

Молчание продолжалось. Кто-то неловко кашлял, кто-то курил сигару. Группа сгорбившихся мужчин в нейлоновых костюмах тупо смотрела в пустой экран.

Возможно, понимая, что следует сказать хоть что-то, поднялся нервный мужчина в очках.

– По-моему, великолепная музыка. Просто великолепная. Потрясающая тема. Потрясающая! Кто написал музыку, синьор Висконти?

Благодарный за то, что кто-то выказал хотя бы какой-то интерес к фильму, Висконти ответил, что автором музыки был Густав Малер.

– Просто великолепно! – воскликнул нервный мужчина. – Думаю, мы должны подписать с ним контракт.

Много позже, уже по его возвращении в Рим, мы смеялись, вспоминая об этом эпизоде. Но в тот день всем было не до смеха. Особенно Висконти.

Наконец было решено, что фильм «не американский» и сам предмет весьма опасен. Проект ни в коем случае не станет коммерчески успешным, и ясно как день, что никто в Канзас-Сити не поймет, о чем это вообще. Прозвучало даже осторожное предположение, что, если фильм когда-нибудь выйдет в прокат в Америке, его могут запретить за непристойность.

Висконти и Боб Эдвардс, сопродюсер, вернулись в Европу с фильмом, как говорится, под мышкой. В подавленном состоянии.

Я, разумеется, все это время пребывал в счастливом неведении и плескался в новеньком пруду, выкопать который мне пришло в голову, когда пытался осушить участок вокруг моей французской усадьбы. Жизнь на холме была спокойной, безмятежной и упорядоченной. Большую часть времени я проводил либо на пруду, складывая камни в утесы и каскады в духе «романтического» Сальватора Розы, либо расчищая запущенный огород, чтобы заложить на этом месте скромный розарий. И совершенно не ведал о возможной катастрофе, мчащейся на крылах через Атлантику.

Солнце сияло, небо было безоблачным, по крайней мере надо мной, и я предавался уединению с тихой радостью в сердце и садовым инвентарем в руках.

В Риме ситуация была совершенно иной: Висконти оставался на ножах с американцами, отклоняя их предложения что-то вырезать или даже сделать новый, счастливый финал.

– Как, – восклицал он в отчаянии, – как я могу дать Томасу Манну счастливый финал? Он так написал, это его замысел, это его история, это неприкосновенно!

И хотя вначале я оставался вне схватки, Боб Эдвардс стал постоянно мне названивать – с каждым днем свидетельства полного тупика становились все красноречивее. Нам стало ясно, что американские кошельки хотят уничтожить фильм, такое случалось и раньше, причем не однажды. Мне говорили, что «убытки» каким-то образом снижают для них налогообложение.

Однако Висконти грозил «устроить большой скандал в мировой прессе, если такое произойдет» всякий раз, как кто-то в Лос-Анджелесе тянулся к телефонной трубке.

Однажды вечером снова позвонил Эдвардс.

– Джон Джулиус Норвич. Знаешь такого? Он лорд или что-то в этом роде. Так вот, он основал некий фонд по спасению Венеции от затопления, «Венеция в опасности» называется. Он хочет, чтобы мы показали фильм на первом благотворительном вечере фонда в Лондоне. Безумно дорогие входные билеты, согласилась присутствовать королева. Сказала, что придет с детьми. Ну как тебе?

– Когда?

– Как только мы все уладим. Пока работаем над 1 марта, до этого у нее все вечера заняты.

Этот замечательный Джон Джулиус Норвич, как оказалось, спас «Смерть в Венеции». Конечно, о нем знали бы больше, если бы его отчаянные усилия помогли спасти саму Венецию.

Королева, тем не менее, благосклонно приняла приглашение, прислав милое короткое письмо, и Висконти сказал деятелям из Лос-Анджелеса: «Если вы не разрешите показ, сами сообщайте об этом королеве Англии. Не я. Я этого не сделаю. Никогда».

Мы включились в процесс.

19 января мне позвонили из Лондона с просьбой приехать 24 февраля для участия в предварительной рекламной кампании. Премьера должна была состояться 1 марта в понедельник, так что надо успеть в субботние и воскресные номера газет и журналов.

Я ответил, что не уверен, смогу ли приехать.

– Но вы обязаны! – произнес раздраженный мужской голос.

– Послушайте! Я никому ничем не обязан. Я сыграл роль. Этого достаточно.

Услышав – в который раз – знакомый надоедливый голос коммерческого кинематографа, зная немного, но достаточно о том, с чем столкнулись Висконти и Эдвардс в «этом ужасном Лос-Анджелесе», я, к сожалению, позволил гневу взять верх над хорошими манерами: голос вторгся в спокойную, размеренную и очень меня устраивающую жизнь, которую я для себя избрал.

Разумеется, я отлично понимал, что ни за что на свете не предам Висконти. Я поддержу его, через какие бы круги ада ему ни пришлось пройти, но я никогда не позволю киношникам командовать мной. Хватит, уже покомандовали. Больше этому не бывать. Если я и вернусь, то на своих условиях.

– Мы свяжемся с вами, – сказал раздраженный голос немного спокойнее.

– Это я с вами свяжусь, – ответил я, – если захочу.

И положил трубку.

Я чувствовал себя обновленным. Боже! И червь, коль на него наступят, вьется…

Я нашел Форвуда копающимся в огороде, рядом лежали брикеты торфа и мешки навоза.

– Всё определилось, насколько я понимаю. 1 марта в Лондоне. Благотворительный вечер с участием королевы.

– Ну что ж, это серьезно. Что ты сказал?

– Что я подумаю.

– Что тут думать, – он вонзил лопату в землю. – Лучше проверь смокинг.

– Зачем?

– Моль.

– Ну и черт с ним. Времени еще предостаточно.

• • •

За год с небольшим до этих событий в газетах Стокгольма, Осло, Хельсинки и Копенгагена было опубликовано объявление о начале кастинга на главную роль для нового фильма Висконти «Смерть в Венеции». Сообщалось, что разыскивается юноша тринадцати-четырнадцати лет, которому предстоит сыграть Тадзио.

Облаченный в шубу, увитый шарфами, в большой меховой шапке с опущенными ушами, Висконти направил стопы в заснеженную Скандинавию, словно роскошный эскимос. Он думал, что пробудет там не меньше месяца. Но случилось так, что первый же мальчик, которого привела в его стокгольмский отель полная надежд бабушка, оказался тем единственным, кто, на его взгляд, подходил на роль. Тем не менее Висконти был вынужден поступить благородно и продолжать кастинг, чтобы не разочаровывать сотни взволнованных родителей, приведших своих отпрысков в расчете на быструю славу. Однако он так и не увидел никого, кто мог хотя бы приблизиться к тому мальчику. 1 марта 1970 года Эдвардс в большом волнении позвонил по телефону и сообщил, что Висконти нашел своего Тадзио и уже обговаривает условия контракта.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Страсть «сникерхедов» Страсть «сникерхедов»

Как убедить людей платить огромные деньги за пару кроссовок

РБК
Какой он будет, постапокалипсис? Пять художников с позитивным прогнозом на «непрекрасное далеко» Какой он будет, постапокалипсис? Пять художников с позитивным прогнозом на «непрекрасное далеко»

О пяти авторах, которые попытались предопределить будущее

СНОБ
Висконти: Послесловие к мифу Висконти: Послесловие к мифу

«Смерть в Венеции» не дождалась своего выхода на экран при жизни Лукино Висконти

СНОБ
Как снять защиту записи флешки: избавляемся от ошибки «диск защищен» Как снять защиту записи флешки: избавляемся от ошибки «диск защищен»

Как снять защиту записи с флешки usb, если диск защищен?

CHIP
Питаемся по циклу Питаемся по циклу

Составляя меню, можно ориентироваться на гормональный цикл

Лиза
Ляйсан Утяшева: «Мой идеальный день должен начинаться с объятий мужа и завтрака с детьми» Ляйсан Утяшева: «Мой идеальный день должен начинаться с объятий мужа и завтрака с детьми»

Мы сами способны выбирать оттенки, которыми будем писать картину своей жизни

Караван историй
Норма жизни: зачем министерству спорта 70 процентов занимающихся физкультурой Норма жизни: зачем министерству спорта 70 процентов занимающихся физкультурой

Что не так с методикой подсчетов спортивных граждан?

Forbes
6 источников неприятного запаха в посудомоечной машине и способы их устранения 6 источников неприятного запаха в посудомоечной машине и способы их устранения

Почему от посудомоечной машины плохо пахнет: причины и их устранение

ТехИнсайдер
Полина — единственная дочь Сергея Супонева из «Зова джунглей»: как сложилась ее жизнь Полина — единственная дочь Сергея Супонева из «Зова джунглей»: как сложилась ее жизнь

Чем занимается дочь Сергея Супонева и почему она не стала заменой отцу

Maxim
Аналоги YouTube в России в 2025 году: 5 альтернативных сервисов Аналоги YouTube в России в 2025 году: 5 альтернативных сервисов

Какие аналоги видеохостинга могут стать конкурентами YouTube

Inc.
Базальтовые бусины в невесомости подтвердили вклад трибоэлектричества в формирование планет Базальтовые бусины в невесомости подтвердили вклад трибоэлектричества в формирование планет

Зачем ученые отправили в суборбитальный полет кучку базальтовых бусин

N+1
«Надо видеть следующую вершину» «Надо видеть следующую вершину»

Чем схожи покорение горных вершин и ведение бизнеса?

Ведомости
За мечтой — в кошелек? За мечтой — в кошелек?

«Анора» — философский фильм о мечтах и реальности

Монокль
Как не попасть на «развод» в автосалоне. 6 уловок продавцов Как не попасть на «развод» в автосалоне. 6 уловок продавцов

Названы 6 самых хитрых приемов дилеров при продаже машин

РБК
9 хаков для уборки, которые не работают 9 хаков для уборки, которые не работают

Несколько мифов о наведении чистоты, о которых давно пора забыть

VOICE
Магия вкуса Магия вкуса

Едем в Туркменистан за гастрономическими впечатлениями

Лиза
Обзор Suzuki SX4: плюсы и минусы, комплектации, вторичка Обзор Suzuki SX4: плюсы и минусы, комплектации, вторичка

Все о Suzuki SX4: поколения, есть ли полный привод, сколько стоит

РБК
Как забыть мужчину, который загостил вас и исчез из вашей жизни Как забыть мужчину, который загостил вас и исчез из вашей жизни

Почему резкое исчезновение партнера может стать испытанием для психики?

Psychologies
Городское фэнтези в российской провинции: Елена Волынцева, Наталья Копейкина «Неваляшка» Городское фэнтези в российской провинции: Елена Волынцева, Наталья Копейкина «Неваляшка»

Отрывок из городского фэнтези в российской провинции «Неваляшки»

СНОБ
Климат «вышел за флажки» Климат «вышел за флажки»

К чему приведет рост средней глобальной температуры более чем на 1,5 градуса

Монокль
Бабушкe на радость Бабушкe на радость

Уход за пенсионером: кому это выгодно и как стать опекуном

Лиза
Ныряющий «воробей» Ныряющий «воробей»

Почему необычную птаху, проводящую часть жизни под водой, назвали оляпкой?

Наука и жизнь
Миллионы за штопку дырок Миллионы за штопку дырок

За год белые хакеры обнаружили более 6000 уязвимостей в российских IТ-системах

Ведомости
На вес золота: 10 неожиданных фактов об этом ценном металле На вес золота: 10 неожиданных фактов об этом ценном металле

Что вы знаете о золоте?

ТехИнсайдер
Вундеркинд, советский Гамлет, вестник апокалипсиса: каким был поэт Денис Новиков Вундеркинд, советский Гамлет, вестник апокалипсиса: каким был поэт Денис Новиков

Беседа с Борисом Кутенковым о судьбе поэта Дениса Новикова

СНОБ
Как погиб хоккеист Валерий Харламов. Что случилось в аварии 43 года назад Как погиб хоккеист Валерий Харламов. Что случилось в аварии 43 года назад

Неожиданные факты об автокатастрофе, в которой погиб легендарный номер 17

РБК
Почему вино традиционно продается в бутылках объемом 750 мл, а не ровно литр? Почему вино традиционно продается в бутылках объемом 750 мл, а не ровно литр?

Почему винные бутылки объемом 0.75 литра стали мировым стандартом?

ТехИнсайдер
Как понять, что ваш босс — нарцисс: 6 не оставляющих сомнений признаков Как понять, что ваш босс — нарцисс: 6 не оставляющих сомнений признаков

Как вести себя, если ваш босс — нарцисс?

Psychologies
Здоров ли сайт: как провести аудит самостоятельно и когда привлекать специалистов Здоров ли сайт: как провести аудит самостоятельно и когда привлекать специалистов

Как самостоятельно выявить слабые места сайта?

Inc.
Рыбная отрасль на спаде Рыбная отрасль на спаде

Как рыбный сегмент завершил 2024 год и чего ожидать в 2025-м

Агроинвестор
Открыть в приложении