Как пить дать
Винная отрасль в Грузии на подъеме. Местные виноделы стремятся адаптировать богатое наследие к реалиям рынка, что, однако, не всегда просто. О том, как это происходит, рассказывает Гоча Чхаидзе, основатель успешной компании «Братья Асканели»
Как вы считаете, какое место занимает Грузия на винной карте мира?
Считается, что мировое виноделие давно поделено на Старый Свет и Новый. Однако мне кажется, что это разделение не нужно воспринимать буквально, все не так однозначно. Посмотрите, как свободно путешествуют по планете различные сорта винограда, бочки из разного дуба, энологи, наконец. Географически и исторически Грузия несомненно относится к Старому Свету. А технологии и общее направление развития вроде бы заставляют отнести ее к Новому. Но на самом деле Грузия уникальна. Ведь мы делаем абсолютно современные вина, имея за спиной восемь тысяч лет традиции. Где в мире еще такое есть?
При этом в 1990-х отрасль находилась в плачевном состоянии. Страна производила огромное количество совершенно заурядных вин, эдакий дешевый компот. Оборудование, унаследованное от советских времен, стремительно изнашивалось, виноградники редели и болели. Потребовались огромные инвестиции, чтобы все привести в порядок. Но главное – пришли новые люди, которые не боялись ломать систему.
В результате за последние двадцать лет в Грузии произошла винная революция. Появились хорошие производители, предприятия, оснащенные по последнему слову техники, которые выпускают современные вина. и сегодня можно сказать, что у нас появился премиальный сегмент.
У грузинского виноделия, конечно, есть собственное лицо. В пользу этого говорит, во-первых, наличие большого числа автохтонных сортов, которых нет больше нигде в мире. А во-вторых, использование уникальной технологии производства вина в квеври (больших глиняных кувшинах для выдержки и хранения вина. – Прим. ред.), которую в 2013 году внесли в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Но надо отдавать себе отчет, что мы пока в самом начале пути.
«Братья Асканели» – одна из тех компаний, которые в начале 2000-х стояли у истоков движения за честные вина. Насколько вам и вашим единомышленникам удалось реализовать намеченные планы?
Пятнадцать лет назад мы заговорили о честных винах, потому что тогда на рынке было засилье алкогольных напитков совершенно непонятного происхождения. Эту смесь спирта, кислоты, красителей и ароматизаторов и вином-то нельзя назвать. Была действительно серьезная проблема, подрывавшая имидж всей отрасли. Пришлось объединяться, договариваться между собой об определенных правилах ведения бизнеса, лоббировать принятие соответствующих законов. Зато сегодня мы с вами говорим о премиальных винах, об интеллектуальных винах, если угодно. О таких винах, которые требуют от потребителей определенной подготовки, опыта и знаний. В сущности, в этом и заключается ответ на ваш вопрос. Мы реализовали то, к чему стремились, и пошли дальше. Сейчас мы уже в полный голос говорим, например, о микротерруарах, особенностях отдельных