Фиаско за миллиарды: эпические провалы ИТ-компаний
Какой бы опытной ни была компания, иногда она ошибается, и чем больше корпорация, тем дороже ошибка
В прошлой колонке мы вспомнили о провалах ИТ-проектов, повлекших убытки до $1 млрд. Пришло время ознакомиться с участниками «Высшей лиги неудачников»: компаниями, для которых оптимизм явно перевесил осторожность, а эйфория — страх. Их убытки составили миллиарды долларов, а они долгое время даже не замечали, что проект безнадежен.
Убить Windows Phone — $7,6 млрд
Microsoft решила в очередной раз переделать свою мобильную ОС, чтобы вернуть рынок мобильных устройств, который у нее отняли Android и iOS, выпустив в начале 2010 года Windows Phone 7. Через 4 года и вовсе был куплен бизнес Nokia за $7,2 млрд, смартфоны которой стали аппаратной основой для последующих релизов Windows Phone. В итоге Microsoft потратила еще $1,8 млрд для того, чтобы продать телефонов на 1,4 млрд. Всего компании пришлось списать $7,6 млрд в убытки. В октябре 2017 года корпорация решила прекратить попытки конкурировать с дуополией операционных систем iOS от Apple и Android от Google: было объявлено о закрытии проекта.
Среди причин неудачи — архитектурные ошибки и ограничения для разработчиков приложений, которые повлекли скудность набора приложений для Windows Phone. Многие популярные программы выходили с опозданием и урезанной функциональностью (например, Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)), а некоторые разработчики и вовсе намеренно бойкотировали ОС компании Microsoft — например, Google со своими продуктами Youtube, Gmail и «Карты».
Однако смерть Windows Phone не стала поражением Microsoft в конкурентной борьбе. Генеральный директор Сатья Наделла привел компанию к новой долгосрочной стратегии. Решение Microsoft предложить свои услуги и программное обеспечение на iOS и Android оказалось гораздо удачнее, чем попытка создать собственную мобильную экосистему. Существенные доходы Microsoft также приносит продажа облачных сервисов, которые доступны пользователям различных ОС, что увеличивает круг их потенциальных покупателей.
Розовые очки Google — $13 млрд
Нескончаемый поток рекламных доходов позволил Google тратить порой почти миллиард долларов в квартал на исследовательские проекты, которые иногда больше похожи на развлечения. Инвесторы и акционеры материнской Alphabet могут лишь наблюдать за ростом «других ставок» (Other Bets) — именно этот смягчающий термин использует корпорация в своих финансовых отчетах применительно к расходам на Х-лабораторию и другие бизнес-подразделения, не входящие в Google. Мы не можем оценить, сколько было потрачено на каждый проект по отдельности, но совокупные списания на «другие ставки» в прорывные проекты Moonshot factory уже превысили $13 млрд с 2013 по 2017 год.