Танец без правил
Испанский хореограф Хуанхо Аркес открывает «Транскрипцию цвета» для театра «Балет Москва»
На самом деле это уже не первый спектакль Хуанхо Аркеса в Москве. До этого был одноактный «Минос», номинированный на «Золотую маску».
А еще раньше – постановки в Лондоне, Амстердаме, в Национальной танцевальной компании в Мадриде, компании Whim W’Him в Сиэтле. У жгучего, грустноглазого испанца богатый послужной список, включая несколько успешных сезонов в качестве классического танцовщика.
Себя он называет «хореографом, который совмещает современный танцевальный язык с разнообразными впечатлениями, накопленными за время работы и жизни в целом». Какие это впечатления, можно только догадываться, но сам он не скрывает, что сейчас больше всего увлечен 1920-ми годами, то есть эпохой радикальных перемен в жизни и искусстве. Это его время. Он его чувствует, слышит и хочет воплотить в своих хореографических опусах.
А началось все с картины, которую Аркес заприметил в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке. Это была «Конструкция А II» известного венгерского художника-авангардиста Ласло Мохой-Надя. Собственно, именно в тот момент, когда он стал вглядываться в цветные геометрические поверхности и раскаленный красный диск, застывший на фоне черного прямоугольника, и зародилась идея создать пластический перформанс, в чем-то повторяющий и, может быть, даже продолжающий тему полотна Ласло Мохой-Надя.
В этом замысле Аркеса поддержала драматург Фабьен Вегт, соратница великого Яна Фабра. Вместе они придумали спектакль, где цвет декораций и костюмов в сочетании со световой партитурой играют ничуть не меньшую роль, чем непосредственно сам танец. В качестве музыкальной основы Аркес взял «Учение о гармонии» знаменитого композитора-минималиста