Рассказ от человека в свитере, автора романов «Петровы в гриппе и вокруг него»

СНОБКультура

Девятнадцать км

Текст: Алексей Сальников. Иллюстрации: Ариадна Сысоева

«Никому-то я здесь не нужен! Бедный я, одинокий человек. Зачем здесь нахожусь, когда можно уйти?» — обижается Гоша. Он не произносит этих слов, только думает, но мог бы и сказать. Его все равно не услышали бы среди праздничного гомона, что состоит из болтовни родственников за столом, бумбокса с группой «Комбинация» в нише чешской стенки, Якубовича в телевизоре. Причиной обиды и стало то, что он начал говорить, а его не дослушали и перебили. И пусть Гоша и сам тут же забыл, что у него там на языке вертелось, да и Гошин дядя, что перекричал Гошу, тоже оказался заткнут громким тетиным тостом за родителей — грусти это не отменяло. На самом деле Гоша просто заскучал на дне рождения двоюродной племянницы, которой исполнился год, а отмечали так, будто у нее полувековой юбилей. Гоше скоро двадцать, и тоска его оттого, что все опять соберутся так же, но уже по его поводу, да еще начнут вспоминать всякие глупости про Гошино детство, причем чем дальше, тем со все более телесным уклоном.

А еще Гоша самый трезвый из всех совершеннолетних, расположившихся за столом, потому что совсем не пьет, и пребывание в здравом уме не только не добавляет ему радости — он еще и отвращение чувствует к некоторым за то, как они раскраснелись. Да что там. Ко всем он чувствует отвращение и даже к себе, ведь сидит тут же, пока другой его дядя то ходит курить на балкон, то возвращается с видеокамерой и снимает все подряд, в том числе и угрюмое Гошино лицо. Фиолетовый блеск объектива, мигающая лампочка не радуют Гошу, в голове у него сам по себе проигрывается джингл из передачи «Сам себе режиссер», он уже представляет, что запись попадает в программу, и заранее испытывает невероятный стыд.

Гоша выскальзывает из-за стола, обувается, зачем-то затаив дыхание завязывает шнурки. Много вещей нацеплено на один крючок, но Гоша находит среди них свой пуховик.

Тут на него обращает внимание двоюродная сестра, его ровесница, она видит брата, пока идет то ли из туалета, то ли из кухни, прислоняется к стене, ставит одну ступню на другую, словом, устраивается, как для долгой беседы. Тихо спрашивает:

— Ты куда? Все твои автобусы вроде бы ушли? Нет?

Дело в том, что Гоша не городской, как все остальные тут, а «деревенский», живет с родителями в ПГТ в двадцати километрах севернее города (на самом деле километров не двадцать, а девятнадцать, но все жители поселка округляют это расстояние). Родители уехали на другой семейный праздник, к родственникам мамы в Сибирь, а Гошу снабдили подарком и заставили приехать к отцовским братьям и сестрам, чтобы соблюсти семейные приличия, дескать, да, мы укатили, однако помним про вас, дорогие родственники.

Подразумевается, что Гоша останется у дяди и тети на ночь, как бывало не раз. Как правило, он спал на раскладушке возле батареи, а теперь понимает, что хочет домой.

— Да меня друг звал,— врет Гоша сестре.

— Точно? — не верит она.

— Так если не звал, нафига я тогда ухожу? — сердится Гоша.— Не пешком же я попрусь до дома?

— А где он живет?

— На Красном камне, — врет Гоша, удивляясь быстроте своего ответа, никакого друга на Красном камне у него нет.

— Ну да, недалеко,— соглашается сестра.

Тут их замечает один из родственников, наваливается Гоше и сестре на плечи, так что оба крякают от досады, игриво спрашивает:

— О чем секретничаем, молодые люди? М?

Сестра, раздраженно сопя, выковыривается из объятий.

— А я вас еще вот такими помню, когда вы тут без штанов бегали! — сообщает родственник, прежде чем исчезнуть так же стремительно, как и появился.

— Я тоже помню, как он тут без штанов бегал,— сообщает сестра и добавляет: — Когда «Рояль» «Юпи» разбавил и нализался.

Она смотрит, как Гоша надевает шапку.

— Ты позвони, когда доберешься. Мало ли,— просит сестра.

— Я не уверен, что у него телефон есть,— торопливо отвечает Гоша.

Он выходит из квартиры, из подъезда. На улице холодно, ниже минус двадцати, и Гоша надевает рукавицы и надвигает капюшон. Хорошо, что под джинсами шерстяные подштанники, и пусть они добавляли раздражения, пока он находился в помещении, зато теперь приятно облегают ноги, возвращают накопленное тепло. Но это ветра нет, иначе ни о какой долгой прогулке можно было бы и не думать. Хотя Гоша и не собирается двигаться четыре часа на своих двоих — он надеется на попутку, как в американских фильмах. Он уверен: стоит махнуть рукой на обочине за чертой города,— и любая машина его. У автомобилей просто нет выбора, кроме как двигаться с юга на север (и обратно) по Серовскому тракту, и почему бы шоферу не подкинуть пешехода по доброте душевной?

Светофоры еще работают, как днем, еще рано для перехода на дежурный режим, когда все они заморгают желтым, это добавляет Гоше спокойствия и уверенности в собственных силах. По сути еще только поздний вечер. Он минует остановку «Кинотеатр «„Урал”», спускается к плотине. Слева огромное белое поле покрытого льдом Выйского пруда, справа сама река Выя течет себе потихоньку. За плотиной частный сектор вперемешку с загадочными кирпичными постройками. Помнится, в детстве, только научившись читать, Гоша все пытался прочесть длинную вывеску на одной из производственных построек, пока автобус проносил его мимо. А когда все же успел, долго не понимал, что значит «Фабрика химической чистки и крашения одежды». С химической чисткой все было понятно, а вот слово «крашение» оставляло вопросы в его детском сознании. При виде этого здания, этих букв, каждая из которых нарисована на отдельном белом плафоне величиной с небольшой телевизор, он и теперь думает: «Почему крашения, почему не окраски, почему не окрашивания?» Нет ему ответа. Буквы должны светиться в темноте: недаром они полые внутри — это видно по одному отколотому углу, не зря туда напиханы провода, что Гоша замечал, проезжая днем. Явно в каждой из них подразумевался осветительный прибор. Однако Гоша ни разу не видел, чтобы хоть одна из них горела. Сейчас даже окна на фабрике химической чистки не светятся, лишь фонарь лучится на входе возле будки сторожа, а все остальное почти тонет во мраке и огромных сугробах.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Современные ценности Современные ценности

Что сейчас модно, актуально и сколько все это стоит?

СНОБ
Символ на перекрестке современных философий Символ на перекрестке современных философий

Знак — это условность, которая превращает отдельные вещи в их меру

Знание – сила
Кольцевая линия Кольцевая линия

Автор «Слова пацана» — как все меняется не только за окном, но и в жизни

СНОБ
Уральский микс Уральский микс

На мой взгляд, напитки все же должны оставаться на втором плане

Bones
Под знаком русской свастики Под знаком русской свастики

Иван Ильин печалился о том, что многое мешает развитию русского фашизма

Дилетант
Шаги на чердаке: жуткая история о нераскрытом убийстве в Хинтеркайфеке Шаги на чердаке: жуткая история о нераскрытом убийстве в Хинтеркайфеке

Более 100 лет назад на ферме Андреаса Грубера произошла страшная трагедия

ТехИнсайдер
На всякий случай На всякий случай

Как работает система страхования в спорте

Ведомости
Ген ожирения объединил людей с собаками Ген ожирения объединил людей с собаками

Ученые выявили у собак ген, связанный с развитием ожирения

N+1
Я — сноб: коллекционер Антон Козлов Я — сноб: коллекционер Антон Козлов

Коллекционер Антон Козлов — про искусство собирать современный арт

СНОБ
Лариса Долина: «Я всегда верила в то, что моя звезда загорится» Лариса Долина: «Я всегда верила в то, что моя звезда загорится»

Лариса Долина не скрывает – в своей жизни она столкнулась со многими трудностями

Добрые советы
10 забытых триллеров 90-х, которые и сегодня смотрятся современно 10 забытых триллеров 90-х, которые и сегодня смотрятся современно

Крепкие фильмы, которые остались в тени Квентина Тарантина и Мартина Скорсезе

Maxim
Леди Гага от декаданса: как маркиза Луиза Казати стала королевой эпатажа Леди Гага от декаданса: как маркиза Луиза Казати стала королевой эпатажа

Как середине XX века итальянская аристократка стала Леди Гагой своего времени

Правила жизни
Немного науки в арктической воде Немного науки в арктической воде

Что исследователи знают о косолапых пловцах

Weekend
Аслан Шукаша: «Делиться планами — опасно!» Аслан Шукаша: «Делиться планами — опасно!»

Аслан Шукаша: как он выходит из тупиков и на какие вопросы не отвечает публично

ЖАРА Magazine
Первая среди равных Первая среди равных

Мысли и наблюдения первой женщины-победительницы в кругосветной гонке

Y Magazine
«Дорожная карта» для наблюдений за погодой «Дорожная карта» для наблюдений за погодой

Минсельхоз совместно с Росгидрометом планируют развивать систему метеостанций

Агроинвестор
Ударные АПЛ европейских стран НАТО Ударные АПЛ европейских стран НАТО

Лодки класса «Трафальгар» проектировались для противостояния советским подлодкам

Наука и техника
«Чистейший образец» «Чистейший образец»

Составить цельный образ Натальи Николаевны Гончаровой — сложная задача

Дилетант
«Золотая середина»: какую дистанцию выстроить руководителю между собой и сотрудниками «Золотая середина»: какую дистанцию выстроить руководителю между собой и сотрудниками

Какие ошибки чаще всего совершают менеджеры, и как найти баланс в дистанции

Inc.
Само совершенство Само совершенство

Что скрывается за яркой внешностью и почему мы пытаемся этим поднять самооценку

Лиза
Есть контакт Есть контакт

Как установить и почувствовать связь со своим телом

Grazia
Галилея 2000 лет назад Галилея 2000 лет назад

«Земля Галилейская» во времена Иисуса

Знание – сила
Мы с тобой ровесники Мы с тобой ровесники

Как в американском фильме, все началось с фуд-трака

Seasons of life
Германия пожинает плоды стратегического аутсорса Германия пожинает плоды стратегического аутсорса

Чем были интересны выборы в бундестаг и ждать ли России возвращения Германии

Монокль
А можно спросить? А можно спросить?

9 способов отвечать на бестактные вопросы

Лиза
Все, что нужно знать о защите нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности. Часть 1 Все, что нужно знать о защите нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности. Часть 1

О творческих достижениях, не вписывающихся в рамки объектов авторского права

Наука и техника
Природные успокоительные и витаминные бомбы: 7 фруктов, богатых магнием Природные успокоительные и витаминные бомбы: 7 фруктов, богатых магнием

Получить суточную дозу магния можно, просто добавив в свой рацион эти продукты!

ТехИнсайдер
Кубические роботы уплотнят ваши склады Кубические роботы уплотнят ваши склады

Компания «АРС Смарт Роботикс» вышла на первый раунд pre-IPO

Монокль
Посредники между небом и землею Посредники между небом и землею

Как образы растений, упомянутых в Библии, используются в архитектуре

Знание – сила
Пора сажать Пора сажать

Даже если на земле еще лежит снег, пора подумать о посадках

Добрые советы
Открыть в приложении