Слепое пятно EdTech. Почему ученики не достигают успеха после прохождения онлайн-курсов
Почти две трети россиян старше 18 лет, проживающих в крупных городах, занимались или занимаются дополнительным образованием — от повышения квалификации и получения новой профессии до занятий с репетитором и тренингов личностного роста. При этом далеко не все ученики оценивают свое обучение в позитивном ключе. В колонке Inc. Russia управляющий партнер платформы EdPro Сергей Астафьев, разбирается, почему многие студенты не добиваются поставленных целей при прохождении курсов.
Всех, кто получает дополнительное образование, можно поделить примерно на две равные категории. Первая группа учащихся записываются на различные курсы, чтобы повысить квалификацию, получить новую профессию или открыть свой бизнес, — то есть имеют вполне прагматичные цели. Вторая категория — это те, кто учится не ради карьеры, а просто для удовольствия, расширения кругозора, а местами и ради хайпа вокруг какой-либо темы.
По данным исследования российского рынка онлайн-образования 2021 года проекта «Барометр», ситуация, когда ученик прекращает обучение, не дойдя до финала, или испытывает неудовлетворенность после его окончания — частое явление. Средневзвешенный показатель доходимости составляет 59%. Лишь 28% онлайн-школ заявляют, что до конца их курса или программы доходят 71–100% учащихся. Доходимость массовых курсов всегда ниже индивидуальных или программ для малых групп.
Причем это характерно не только для российских EdTech-проектов. Это глобальная тенденция.
Авторы образовательных курсов часто перекладывают ответственность за неуспех на учеников, обвиняя их в низкой самодисциплине, невыполнении домашних заданий, отсутствии интереса к новой информации. Ученики же заявляют о непонятности образовательного процесса, слабых педагогических навыках преподавателей, сложностях с коммуникацией, отсутствии результата и банальном обмане.
На самом деле в образовательном процессе есть две стороны, которые несут взаимную ответственность за успех: обучающая (образовательная платформа, создатели курса, преподаватели, коучи) и обучающаяся (ученик, студент). Для успеха обе стороны в равной мере должны прилагать усилия для достижения результата, но это в теории.
На практике команда разработчиков образовательных программ должна сделать все возможное для максимального комфорта ученика. Причем это касается самых разных аспектов: расписания, длительности занятий, вариантов коммуникаций, и т. д. Важно, чтобы слушателю было интересно и он хотел продолжать получать всё новые и новые знания, раскрывая свой потенциал.
Получение результата – ключ к успеху
Наш собственный опыт говорит о том, что ключевым фактором качества онлайн-обучения является не столько доходимость и удовлетворенность студента, сколько результативность. Важно, чтобы знания, которые получил человек во время занятий, были ему полезны в дальнейшей деятельности. В этом случае доходимость и удовлетворённость будут сами собой расти и достигать показателей 80% и выше.
Как показывает практика, примерно половина студентов покупают курсы «просто так» и не понимают реальных целей обучения. Кто-то получает их в подарок, кого-то направляет работодатель. У кого-то появляются семейные обстоятельства. И в таких случаях курс должен быть круче и интереснее, чем любые семейные обстоятельства, встреча с друзьями, поход в кино или музей. Конечно, бывают различные ситуации. Студент может взять паузу и позднее вернуться к вам, потому что ему интересно.