«…И недоимку дарю»
«Так проходит земная слава», — говорили древние. Иногда это происходит стремительно: последняя железная дорога из множества сооружённых крупным предпринимателем Саввой Мамонтовым ещё достраивалась, а он, обвинённый в финансовых махинациях, уже сидел в Таганской тюрьме в ожидании суда…
Строитель дорог
Российская индустриализация XIX века в значительной степени зависела от железнодорожного строительства. Огромность державы, её экспансионистские намерения, потребности внутреннего и внешнего рынка — всё это заставило правительство вплотную заняться «чугункой», как называли в народе железную дорогу. Темпы стремительно нарастали, во второй половине столетия наступил настоящий «железнодорожный бум». «Труд этот, Ваня, был страшно громаден…» — читаем «от автора» в знаменитом некрасовском стихотворении. Громадными были и потребные капиталы.
В середине века власти строили магистрали за казённый счёт, но после Крымской войны, которая вообще многое прояснила в состоянии гигантской империи, эта политика была пересмотрена, и к делу допустили частный капитал. С ним было далеко не всё и не всегда чисто, взятки и кумовство при распределении подрядов никто не отменял, но рывок получился колоссальный. Одним из наиболее ярких участников этого процесса был Савва Иванович Мамонтов.
Он стартовал далеко не «с нуля»: его отец, талантливый предприниматель, начинавший «мальчиком» в лавке, разбогатевший на винных откупах, закончил в итоге крупным застройщиком — возвёл в Москве несколько отелей — и главным акционером Московско-Ярославской железной дороги. После смерти отца 28-летний Савва Иванович унаследовал его место в правлении и вскоре стал его председателем. К тому времени уже были сооружены два участка: от Москвы до Сергиева Посада (1862) и от Сергиева Посада до Ярославля (1870). Удобный выход к Волге способствовал быстрому оживлению торговли, объём перевозок рос на глазах. Это подвигло молодого купца первый раз в жизни рискнуть по-крупному: он инициировал строительство нескольких новых веток, будущие доходы от которых вызывали серьёзные сомнения, а затраты на постройку (Русский Север — это непроходимые леса, обширные болота и множество рек и речушек) прогнозировались высокие. Тем не менее Мамонтов побеждает сомневающихся: и Александров — Карабаново, и Ярославль — Вологда сооружены быстро, качественно, рачительно.
Партнёр министра
При всех своих несомненных «купецких» данных Савва Мамонтов был натурой художественной, недаром мы знаем его как одного из крупнейших русских меценатов, Савву Великолепного, ставшего душой Абрамцевского кружка (Поленов, Коровин, Врубель, Левитан, Серов!) и создателем Московской частной русской оперы (Шаляпин, Рахманинов!). Освоение Русского Севера было для него делом принципиальным, не связанным с одними лишь барышами, это ясно видно из «Записки», направленной им в декабре 1893-го новому министру финансов Сергею Витте. Тот хорошо разбирался в специфике, ибо вырос сначала в успешного менеджера, а затем в крупного государственного чиновника «при железной дороге». Основой проекта должно было стать продолжение вологодского направления до Архангельска. Витте и Мамонтов совершили ознакомительную поездку по северу, осмотрели Архангельск и Мурманский берег…