Масштабируйся и не умри: как сохранить баланс между прибылью и издержками
Масштабирование любого проекта — часть его жизненного цикла. Но когда именно начинается эта фаза, решают его основатели, опираясь на стратегию компании, ее финансовые показатели, состояние рынка и многое другое. В BestDoctor импульсом к этому стал ряд инфраструктурных нерешенных вопросов в медицине и на страховом рынке, а также намерение бизнеса строить полноценную платформу по управлению здоровьем на базе ДМС.
Дилемма роста: прибыль или издержки?
Эту дилемму придется принять и определиться, ради чего проект необходимо масштабировать, — например, ради увеличения прибыли или роста доли рынка. В первом случае основателю предстоит отстроить процессы таким образом, чтобы масштабирование напрямую способствовало росту прибыли. Обычно это фокус на продажах или дополнительной ценности и улучшении продукта.
Во втором случае вряд ли стоит ожидать от компании быстрой прибыли. Нередко бывает и так, что масштабирование вообще не является способом увеличения прибыли. Однако оно может приводить к снижению издержек, в том числе за счет автоматизации. В BestDoctor раньше вся запись пациентов шла через телефоны — операторы постоянно звонили в клиники. C точки зрения обслуживания мы могли здесь снизить затраты, поэтому, чтобы увеличить объем заявок, который один человек был способен отрабатывать, мы занялись онлайн-интеграциями с клиниками. И такая автоматизация процесса помогла эти издержки сократить.
При принятии решения об автоматизации обращать внимание стоит на несколько вещей: стоимость процесса, качество его исполнения и скорость. Однако далеко не все процессы нужно автоматизировать, потому что иногда затраты на автоматизацию существенно выше, чем эффект, который она дает.