«Сила волчьей стаи»
Реальные истории из жизни диких хищников
Мемы с волками — главный источник сомнительной мудрости в интернете. Тем не менее эти животные, очень похожие на людей, могут нас кое-чему научить. В книге «Сила волчьей стаи. Реальные истории из жизни диких хищников» (издательство «Бомбора»), переведенной на русский язык Екатериной Таран, эксперт по волкам Элли Рэдингер рассказывает о жизни, привычках и повадках волков, которые, как и мы, соревнуются между собой, заботятся о близких, проявляют сострадание и тоскуют по дому. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом, посвященным тому, что произошло в национальном парке Йеллоустон после возвращения волков и какую роль эти хищники играют в экосистеме.
Тайна здоровой экосистемы
Одним холодным осенним утром с восходом солнца я поехала в Долину волков. В Йеллоустоне началось самое красивое время года. Горные цепи Вайоминга и Монтаны взорвались золотыми красками осин и кроваво-красными кленами, вершины покрыл первый снег, поубавилось туристов.
За ночь спины бизонов покрывались инеем, в ясную погоду было хорошо видно, как в небе кружат белоголовые орланы. В горных районах у лосей начался период спаривания, медведи наедали запасы перед спячкой.
Для волков осень — тяжелое время: малыши еще не доросли до полноценных охотников, они скорее обуза для стаи. Животные, на которых волки охотятся, напротив, в этот период сильны и здоровы. У волчьей семьи много забот: надо прокормить потомство. Чем больше стая, тем сложнее эта задача, поэтому осенью, когда в больших семьях становится тесно, многие зрелые волки покидают родные края. Я остановилась на парковке и, несмотря на холод, открыла окно. У больших вапити продолжался брачный период. Хриплые звуки, которые они издают в это время, звучат одновременно как скрип двери и рев осла — это так странно слышать от столь импозантных созданий, что многие туристы, которые впервые сталкиваются с их криком, удивленно оглядываются, недоумевая, откуда может исходить этот непонятный шум. Гон — это еще и пора, когда олени максимально агрессивны, они даже нападают на машины, принимая их за врагов. Взрослые самцы благородного оленя испытывают длительный стресс, ведь им нужно и охранять своих дам, и противостоять конкурентам. В этом состоянии они не различают, кто именно их противник: волк, гризли или автомобиль. К концу долгого периода спаривания они зачастую так измотаны, что еле стоят на ногах.
В центре равнины наметилось какое-то движение: над одним местом летали птицы, вокруг бегали койоты. Ночью волки убили оленя, там осталась его туша. Теперь вороны, орланы и койоты боролись за останки. У них было не так много времени, пока медведь не прознает о добыче и не придет за своей долей. Я вышла из машины и установила аппаратуру. Даже если волки были где-то далеко, происходящее вокруг добычи всегда готовит много интересного и, кроме того, наглядно доказывает, что в природе ничего не пропадет.
В течение следующих часов у «обеденного стола» встретились шесть койотов, два белоголовых орлана, один беркут и один медведь гризли. Многочисленные вóроны и сороки довольствовались маленькими кусочками.
В Йеллоустоне живут 450 видов жуков, которые населяют трупы животных, более 50 из них непосредственно зависят от того мяса, которое добывают волки. Многие из них едят и других жуков — в каждой туше, подобно микрокосму, появляется целая община из хищников и их жертв.
Когда через несколько дней, недель и месяцев от тела не остается ничего, кроме костей, почва под ними содержит в себе на 100–600 процентов больше неорганического азота, фосфора и калия, чем окружающая среда. Здесь вырастет больше бактерий и грибов. Некоторые виды животных, например лоси, с удовольствием едят богатые фосфором грибы. Моча и помет этих травоядных затем становятся большим вкладом в плодородие земли.
Как мало мы знаем о взаимосвязях в природе. Только после многолетних наблюдений за волками, я поняла, что значение имеют не какие-то отдельные виды, мы все части единого целого.
Наша экосистема — тонкая, чувствительная сеть, в которой у каждого растения, каждого существа есть свое место, в том числе и у людей. Если мы выбросим что-то — паззл рассыплется.