Фигура матери: пять женщин, которые изменили представления о детской психологии
Почему младенец «виснет» на матери, а трехлетка закатывает истерики? Как помочь ребенку с интересом учиться и поддержать в ситуации горя? Forbes Woman рассказывает о пяти женщинах, чьи исследования в области психологии изменили представления о детях и матерях
Мелани Кляйн: помогала детям избавиться от страхов
Мелани Кляйн начала свою карьеру в психоанализе в начале 1900-х годов. Она стала первой женщиной-психоаналитиком, получившей профессорскую должность в Британии, и совершила революцию в психоанализе.
Если Зигмунд Фрейд скептически относился к анализу маленьких детей, полагая, что они вряд ли будут откровенны с кем-либо, кроме своих родителей, то Мелани, напротив, считала детский психоанализ возможным и действенным. По ее мнению, детям, недалеко ушедшим от состояния младенчества, даже проще разобраться с тем, как пережитые в самом раннем возрасте драмы влияют на их дальнейшую жизнь.
Вместо того, чтобы вести беседу с пациентом, лежащим на кушетке, Кляйн наблюдала за детской игрой и анализировала рисунки. Своими выводами она делилась с пациентами, обсуждая их страхи, агрессию, тревожные фантазии, в том числе с использованием фрейдистской терминологии. Некоторых шокировала такая прямолинейность в работе с детьми, но сама психоаналитик считала, что только честный взгляд на самые темные стороны своей личности может принести пациенту облегчение.
Основываясь на своей клинической практике, Мелани Кляйн пыталась проследить, как формируется психика с первых дней жизни ребенка и как в постепенном познании мира зарождаются корни будущих тревог, внутренних конфликтов, психозов. Ее понимание примитивных психических состояний позволило лечить тех пациентов, которые до этого считались неподходящими для психоанализа. А некоторые элементы метода были приняты на вооружение детскими психологами и психиатрами.
Маргарет Малер: показала, как дети обретают самостоятельность
Маргарет Малер родилась в 1897 году в Австрии, в 1930-е вместе с мужем эмигрировала в США. Начинала как педиатр, но затем решила стать детским психологом. Работая с детьми, она пыталась понять, как формируются внутрипсихические структуры и что может привести к возникновению в них патологий.
Маргарет показала, что важную роль в нормальном функционировании психики играют отношения с объектами окружающего мира. Самый важный такой «объект» в первые месяцы жизни — мать (или тот, кто ее заменяет). Сначала младенец считает ее продолжением своего тела. Потом начинает осознавать, что мать — нечто отдельное, а значит, она может его покинуть (это приводит к развитию тревоги и страха). Затем ребенок начинает формировать собственное «я». И, наконец, активно исследует окружающий мир и находит удовольствие в этом.