Селфи, gushi и Северное сияние: зачем туристы из Китая едут в Россию
Разбираемся, какие перспективы ждут китайский туризм в России и чем путешественников из Поднебесной привлекает наша страна
Кажется, что туристов из Поднебесной в России во все времена было много. Однако массовый поток путешественников из Китая стал возможен благодаря безвизовому соглашению между странами, которое заработало в полную силу лишь в середине нулевых. Оно позволяло отправляться в Россию и Китай без виз группами до 50 человек и находиться в странах в течение 15 дней. В 2020 году в связи с пандемией соглашение было заморожено, а в феврале 2023 страны объявили о возвращении безвизового коридора.
Тогда же в Россию прилетела первая группа туристов из Гуанчжоу. В медиа ее визит был обставлен символически, однако российские туроператоры полагают, что для возобновления массового туризма из КНР условий пока нет. По неофициальной информации, китайская сторона тянет с подачей списковых виз в наш МИД, к тому же, чартеры из Китая в Россию пока не летают. Тем не менее, операторы, привыкшие видеть в китайцах давних партнеров, надеются на их скорое возвращение: «Китайцы всегда подходят ко всему размеренно, сначала прощупают почву, а потом поедут в Россию массово», — уверяет директор компании «Русский визит» Рим Исмагилов.
Остается под вопросом, в каком виде китайский туризм вернется в Россию после трехлетнего перерыва. «Пандемия и политическая обстановка изменили не только мир, но и людей, — волнуется гид-переводчик Оксана Артемьева. — Если китайцы и поедут в Россию, то непонятно, с каким настроением, какие вопросы будут задавать, и как они сами изменились за это время».
Серая схема
До пандемии гости из Поднебесной посещали Россию большими группами до 40 человек. Индивидуальные туристы, среди которых много тайванцев, гонконгцев, а также обеспеченной молодежи из КНР, массово в Россию не ездили. Возможно поэтому экспортным вариантом, по которому многие судили здесь и о туристах, и о самом Китае, стал так называемый «бюджетный туризм из КНР».
В ГУМе, на Красной площади, в Эрмитаже толпы китайцев создавали плотный туристический ажиотаж, при этом рынок китайского туризма внутри был устроен неряшливо. Эксперты говорят, что главной проблемой была и остается экспансия китайского бизнеса: принимали гостей в России не только некоторые российские туроператоры, но и многочисленные китайские фирмы, оформленные на подставных юрлиц. Китайцы держали свои рестораны и отели, а деньги, потраченные туристами в России, возвращались в КНР через платежные системы WeChat Pay и Alipay. «Одной из самых доходных частей этого бизнеса были ювелирные магазины, — рассказывает представитель одного из российских туроператоров, — Китайские фирмы продавали туры даже себе в убыток, лишь бы привезти китайцев в конкретные магазины в Москве или Санкт-Петербурге. Стоимость украшений там могла быть завышена в десятки раз, а с завершением сезона магазины закрывались».