Эпатаж и власть: почему в XX веке кардинально изменился женский гардероб
Появившись в женском гардеробе в XIX веке, брюки еще полсотни лет были не только удобной одеждой, но и поводом для скандала. Культуролог, ведущий научный сотрудник Института высших гуманитарных исследований им. Е. М. Мелетинского при РГГУ Ольга Вайнштейн рассказывает, как брюки становились предметом судебных разбирательств и символом эмансипации.
Простота движения
Развитие моды на женские брюки в XX веке во многом связано со спортом и освоением новых видов транспорта. Арсенал средств для передвижения расширялся — в конце XIX века случилась велосипедная лихорадка, а затем женщины сели на автомобиль и даже на аэроплан. Для полетов рекомендовали кюлоты, ранее уже применявшиеся для езды на велосипеде: «Отважных женщин, способных подняться на дирижабле или аэроплане, еще и пока немного; те же, которые на это рискнут, должны надеть юбку-кюлотт».
Основной сдвиг произошел с внедрением спортивной одежды в массы. Хотя Коко Шанель и Жан Пату уже в конце 1910-х отчасти экспериментировали со спортивным стилем, главная заслуга принадлежит американским дизайнерам готовой одежды.
Американский спортивный стиль 1930-х и 1940-х годов базировался на простоте форм, надежности и функциональности, транслируя идеи современности, движения и динамики. Спортивную одежду часто делали из джерси — материала, который растягивался при движении и особенно подходил для активных занятий. В журналах этого времени появляются рубрики «Звезды спорта», «Пробежка», «Танцкласс». Тем самым символически обозначаются новые территории моды, где брюки были уместны и воспринимались как нечто нормальное и приличное. Нередко спортивные темы снимались на фоне городских улиц или на пляже. Когда женский образ стал ассоциироваться с «разнообразной и активной жизнью», в одежду уже на стадии конструирования закладывалась идея движения.
Внедрению спортивной одежды немало поспособствовали американские дизайнеры Клэр Маккардел и Милдред Оррик. Обе окончили школу дизайна «Парсонс» в Париже, обожали платья Мадлен Вионне и проектировали модели, силуэт которых повторял контуры тела и не стеснял движения. Оррик разрабатывала дизайн женских брюк и леггинсов, в основе которых лежала идея трико и рейтуз из трикотажа. Постепенно появлялись непривычные для моды 1940-х сочетания: платья + леггинсы. Этот ансамбль подавался как костюм будущего.
Популярность американского спортивного стиля — часть общих процессов в культуре того времени, когда уже отрабатывалась новая модель визуальности, ориентированная на изображение движущегося человеческого тела. Это происходило и в кино, и в фотографии.
Еще во второй половине 1920-х и в 1930-х благодаря работам венгерского фотографа Мартина Мункачи в моду входят «динамичные» фотографии. Мункачи сумел показать движение в фотографии, запечатлев вратаря в прыжке или девушку, бегущую по пляжу в ветреную погоду. В модной съемке он создал абсолютно новый стиль — отказавшись от традиционных позировок для камеры, Мункачи просил моделей двигаться, танцевать, прыгать. Его культовый снимок девушки, прыгающей через лужу («Jumping a Puddle», 1934) обошел обложки всех журналов.
Одновременно начинает внедряться идеал стройного тела. В 1930 году в журнале Vogue уже публикуется рекламный призыв «Занимайтесь танцами, гимнастикой или любимым спортом и оставайтесь стройными», причем среди рекламируемых предметов одежды уже фигурирует танцевальное трико. Так постепенно, через спорт и танцы, происходила «легитимация» женских брюк.
Однако нельзя сказать, что этот процесс шел всегда гладко. Показательна история французской спортсменки Виолетты Моррис, в которой брюки сыграли не последнюю роль. Вот описание ее внешности и излюбленного повседневного костюма: «Темно-синие суконные брюки, сверху пиджак, из-под которого видно воротничок и манжеты элегантной мужской шелковой рубашки. Платочек, ярко зеленая ручка, следы табака на пальцах с перстнями, приятная улыбка, гладкие волосы».
Виолетта Моррис была настоящей знаменитостью: на второй женской олимпиаде в 1920 году она установила несколько рекордов в легкой атлетике, стала чемпионкой Олимпийских игр 1921 года в метании ядра и молота, победила в женской велогонке и пришла первый к финишу в автогонке Париж — Пиренеи — Париж в 1922-м. Участвовала в первом официальном матче по женскому футболу в качестве вратаря, причем выступала в коротких шортах и без берета (который считался обязательным головным убором). На спортивных состязаниях она всегда выступала в штанах или в шортах.