Урок литературы длиною в жизнь
Этот разговор — удивительный ключ. К счастью, с правом передачи. Потому что мы можем услышать живые голоса — учительницы и ученика, которые впервые встретились в середине 50-х. Они до сих пор друг для друга — Регина Ильинична и Стасик. Они прожили огромную жизнь и не изменили себе. Такими героями полны фильмы 60-х и 70-х — про школу, идеалы, отцов и детей, взросление. «Доживем до понедельника», «Ключ без права передачи», «Уроки французского»… Здорово, что те фильмы не врали, их герои и в жизни были такими — идеалистами и романтиками.
Регине Ильиничне Лин — 91 год, это моя школьная учительница, мы давно стали друзьями: небольшая разница в возрасте (восемь лет) уже не имеет значения. Ее преподавательский стаж в школе — 55 лет. В 2005 году она ушла на пенсию, но продолжает оставаться в составе многочисленных педагогических советов. Они с мужем-ровесником (он и по сию пору инженер-металлург, главный специалист проектного института) ведут активный образ жизни: ходят в консерваторию, в театры, музеи, на выставки, читают книги и периодику, дважды в неделю посещают бассейн…
Регина Ильинична, не могли бы вы одной фразой определить, что такое душа?
Сложно ответить однозначно. Знаешь, готовясь к нашему разговору, я сделала для себя несколько пометок.
С детства на человека начинают воздействовать внутренние и внешние силы. Тут-то и выступает на первый план необходимость воспитания души. Наверное, об этом думал Чехов, когда говорил, что самое главное в жизни — лечить и учить. И Горький задумывался о том же: «Я хочу, чтобы каждый из людей стал человеком». Воспитание души, воспитание человека — основная учительская миссия.
Понятно, что с Чеховым, Горьким и другой классикой вы познакомились еще в школе. Но наверняка было и влияние семьи, родителей. Ведь ваш отец был известным журналистом?
Да, Илья Лин в 1919 году стал одним из основателей «Московского комсомольца» (изначально — «Юного коммунара»). Потом работал в «Окнах РОСТА», в «Известиях», всю войну прошел корреспондентом газеты Северо-Западного фронта «За Родину!». Конечно, он понимал силу слова, любил русскую речь, и эта любовь передалась мне.
Как и когда вы решили стать учителем?
В школьные годы мне, к счастью, встретились два замечательных человека. Первый — учитель математики Евдоким Кайданович Ивашкевич. В годы войны мы с мамой оказались в эвакуации в небольшом казахском селе Джамбульской области, а он, доцент харьковского вуза, преподавал в местной школе. Он за 45 минут успевал объяснить все по программе, а потом находил время поговорить с нами о жизни, о том, зачем надо учиться, как нужно одева ться мальчикам и девочкам, зачем надо учиться… Да обо всем! И кроме того, мы все у него были помощниками-лаборантами. Его главный принцип был: преподавание — это процесс сотворчества.