Мария Елисеева — человек, который создал свою планету

Seasons of lifeОбщество

Пока Земля еще вертится

Мария Елисеева — основатель и руководитель благотворительного фонда «Дети Марии» — человек, который создал свою планету. Такую, где каждый важен, где можно быть по-настоящему вместе, где нет пропасти между людьми с разными возможностями.

Текст Мария Жаворонкова. Фотографии Владимир Аверин

Двадцать пять лет назад театральный художник Мария Елисеева с мужем Ильей Сегаловичем, который был тогда еще не одним из создателей Yandex, а начинающим программистом, открыли небольшую творческую студию для группы подростков из интерната для детей с нарушениями развития. Студия выросла в благотворительный фонд «Дети Марии», который помогает адаптироваться в жизни детям и взрослым с особенностями здоровья, воспитанникам ПНИ, выпускникам детских домов. Теперь это несколько художественных мастерских, где можно заниматься керамикой, музыкой, иностранными языками, ткать, рисовать, варить суп, просто пить чай и общаться, это инклюзивный культурный центр «Тверская 15», это тренировочные квартиры для выпускников специализированных детских домов, это летние творческие программы в арт-резиденции на Волге. Девять лет назад Ильи не стало. Но остались Мария и ее дети — пятеро родных и те, кто ими стал. Из нежного саженца выросло раскидистое дерево, на ветки которого слетаются всё новые птицы, чтобы научиться вить свои гнезда.

Дверь дома Марии не закрывается — гости приходят и приходят, внушительная вереница кроссовок и крошечных сапожек в прихожей растет. Стол накрывается уже в третий раз, пахнет булочками, шумит чайник, малыши осторожно шагают, держась за большую невозмутимую собаку, на полу возятся дети с щенками — теплая обнимающая кутерьма.

«А вот моя Карина с Анечкой. Лео, тебя укачало? А приедет ли Юляка — вы видели, она покрасила волосы?» Через минуту ты начинаешь тонуть в именах, но уже точно знаешь, где взять чашки. Совсем как дома.

Скоро приедет группа из ПНИ — ее ждут. Австралиец Джонатан собирается готовить с ними шаурму, Ислом, заслуженный художник СССР из Самарканда, на котором постоянно кто-то висит из малышей, — лепить из глины. Но мастерская открыта для всех: дети, взрослые, «новенькие» и «старенькие» могут прийти на занятия. Это важно: не должно быть никакого искусственного разделения, пропасти между людьми с разными возможностями.

Накануне мы с Марией расстались почти ночью. Я поехала домой, а когда она смогла добраться до дачи, лучше даже не думать. Она, кажется, так и не успела позавтракать. Только нальешь ей чай, а Мария передает чашку тому, кто садится за стол. Все равно руки заняты: «Мария, у меня щенок разгрыз мяч! Мария, почини мне машинку». И тут еще я: «Мария, у нас же с тобой интервью». И чудо, нам удалось спрятаться и поговорить.

Ты, наверное, очень устаешь?

Конечно, бывает, что очень. Но вообще я всегда так жила и другой себя не помню. Никогда представить не могла, что у меня будет такая большая организация. Я совсем не хочу быть начальником. Трудно командовать, кого-то заставлять. Поэтому мне важно, чтобы вокруг собирались люди, похожие на меня. Для кого это не работа, а образ жизни. Я всегда верила, что такие люди есть, и они правда находятся. Мне все эти годы не хотелось превращать мой проект в организацию с жесткой субординацией и идеально выстроенной структурой, хотя без этого становится все труднее и труднее при наших масштабах. Важнее всего для меня сохранять дух той студии, из которой мы выросли, — быть семейкой, сообществом близких людей, в котором каждый слышен и значим.

Когда мы бежали на занятия в вашу студию на Дмитровке, ты сказала, что веришь — у каждого человека случаются встречи, которые меняют его. Была ли у тебя в жизни такая встреча?

Я преподавала в детской художественной студии в Балашихе, где сама выросла. Она была расположена в заводском, довольно неблагополучном районе, и моими учениками становились в числе прочих ребят все местные хулиганы. Сначала они били стекла в студии, писали нецензурные слова на гипсовых головах, а потом мне как-то удалось их на занятия заманить. И когда они стали к нам ходить, началась новая жизнь: мы с ними уже не только рисовали, но и ставили кукольные спектакли и даже с гастролями ездили.

От подруги я узнала про Пэтча Адамса, клоуна, который вместе с командой каждый год приезжает в российские детские больницы. И написала ему письмо — обычное, бумажное, никакой электронной почты в 1991 году у меня не было. Я очень хотела, чтобы он приехал в студию к моим хулиганам.

Я жила тогда в коммуналке на Бауманской. И представьте мое состояние: телефон в общем коридоре звонит, а на проводе — Пэтч! Я почти не говорила по-английски, а от шока вообще не могла сказать ни слова. Кое-как, с помощью переводчицы Пэтча, нам удалось объясниться — выяснилось, что он и его команда уже в Москве, они зовут меня пойти с ними в больницу, а потом заедут ко мне в студию.

Вот когда я впервые почувствовала, как даже одна короткая встреча может подарить такое острое ощущение счастья, что останется в памяти навсегда. Больница ходила ходуном. Летали мыльные пузыри, дети сидели и стояли на плечах у Пэтча, он доставал и доставал из карманов какие-то штуки, от которых все принимались хохотать.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Каждый несчастлив по-своему» «Каждый несчастлив по-своему»

Что говорят эксперты о неминуемости рецессии

РБК
Амосова Амосова

Коллекционер Анна Амосова показывает, как сделать арт плюс фэшн в интерьере

Собака.ru
Я смотрю на то, что смотрит на меня Я смотрю на то, что смотрит на меня

Человеку, как и растению, нужен животворящий взгляд «садовника»

Seasons of life
Изумрудный город за железным занавесом: как развивалась детская литература в СССР Изумрудный город за железным занавесом: как развивалась детская литература в СССР

Отрывок из книги «Страна Оз за железным занавесом» Эрики Забер

Forbes
100 самых сексуальных женщин страны 100 самых сексуальных женщин страны

100 самых сексуальных женщин страны

Maxim
Почему мы заводим животных вместо детей Почему мы заводим животных вместо детей

Как не поддаться чрезмерной любви к домашним животным

Psychologies
Нам может повезти друг с другом Нам может повезти друг с другом

Пэтч Адамс о том, почему почему смешить людей — серьезная работа

Seasons of life
Совместные роды: вред или польза для отношений? Совместные роды: вред или польза для отношений?

Что такое партнерские роды и как они влияют на отношения

Psychologies
Кто такие климатические мигранты и при чем тут счета за отопление Кто такие климатические мигранты и при чем тут счета за отопление

Что собой представляет современная энергетическая миграция

Forbes
Самые дорогие королевские роды: Меган Маркл потратила больше, чем Кейт Миддлтон Самые дорогие королевские роды: Меган Маркл потратила больше, чем Кейт Миддлтон

Стоимости родов Меган Маркл, Кейт Миддлтон и других монарших особ

VOICE
Спокойствие, только спокойствие! Спокойствие, только спокойствие!

Можно ли самостоятельно балансировать душевные и телесные настройки?

Psychologies
Как в России появились мандарины и почему они стали атрибутом Нового года? Как в России появились мандарины и почему они стали атрибутом Нового года?

Кто и когда привез мандарины в Россию?

Культура.РФ
Бурлаки и федерация Бурлаки и федерация

Как появилась и почему исчезла ЗСФСР

Наука
5 интересных горнолыжных курортов 5 интересных горнолыжных курортов

Горнолыжные курорты для тех, ком у наскучил Сочи

Лиза
Никола Фанетти:«Важно уважать землю и море, но никогда не забывать о человеке» Никола Фанетти:«Важно уважать землю и море, но никогда не забывать о человеке»

Николо Фанетти — как в Италии ресторанный бизнес работает с фермерами

Bones
Простое искусство Простое искусство

Как математики рисуют картины простыми числами

N+1
Интимный секрет викторианской эпохи: как дамы в громоздких платьях ходили в туалет Интимный секрет викторианской эпохи: как дамы в громоздких платьях ходили в туалет

Что ж, раскроем главный секрет женской гигиены XIX века

ТехИнсайдер
Как выбрать сковороду в зависимости от твоего поварского стиля Как выбрать сковороду в зависимости от твоего поварского стиля

Без хорошей сковороды мужская кухня немыслима

Maxim
Мексиканские маски смерти, полная Луна и гламурный Островский. Интервью с режиссером Данилом Чащиным Мексиканские маски смерти, полная Луна и гламурный Островский. Интервью с режиссером Данилом Чащиным

Режиссер Данил Чащин рассказал о том, могут ли спасти брак жестокие игры

СНОБ
Иностранный Дед Мороз: как называют главного героя Нового года в разных странах Иностранный Дед Мороз: как называют главного героя Нового года в разных странах

Как выглядят коллеги Деда Мороза из других стран

ТехИнсайдер
На изящном: как итальянский монах-иезуит Джузеппе Кастильоне стал придворным художником в Китае На изящном: как итальянский монах-иезуит Джузеппе Кастильоне стал придворным художником в Китае

Монах Джузеппе Кастильоне создал при китайском дворе около двухсот картин

Правила жизни
Леденящая кровь история о «ядре демона» и ученых, ставших его жертвами Леденящая кровь история о «ядре демона» и ученых, ставших его жертвами

Создавшие этот объект ученые умерли мучительной смертью

ТехИнсайдер
Знакомим тебя с великолепными футболистками женской сборной России Знакомим тебя с великолепными футболистками женской сборной России

Знакомимся с прекрасной половиной российского футбола

Maxim
Только сатану не призвали. История самой страшной рок-группы Только сатану не призвали. История самой страшной рок-группы

Необычные перформансы и рок: группу Mayhem сложно переплюнуть

ТехИнсайдер
«Накануне Рождества»: святочный рассказ о вдове и ее детях «Накануне Рождества»: святочный рассказ о вдове и ее детях

Отрывок из книги Елены Душечкиной «Русский святочный рассказ»

Forbes
Открытая акустика Открытая акустика

Игорь Яковенко — об иллюзорности границ между техническим и творческим

Seasons of life
Отцовский инстинкт: почему не все мужчины выражают любовь к детям Отцовский инстинкт: почему не все мужчины выражают любовь к детям

От чего зависит родительская привязанность?

Psychologies
Хагай и хлеб Хагай и хлеб

Домашняя пекарня Хагая Бен-Йегуды и два мешка времени

Seasons of life
Культовые кроссовки, выпуск 6: как Puma Suede были символом борьбы за гражданские права, а стали любимой обувью музыкантов Культовые кроссовки, выпуск 6: как Puma Suede были символом борьбы за гражданские права, а стали любимой обувью музыкантов

О тех самых «суэйдах» — паре, покорившей баскетбольные площадки

Правила жизни
Знаешь, все еще будет. Антон Уткин — о единении и улыбке в зуме Знаешь, все еще будет. Антон Уткин — о единении и улыбке в зуме

Режиссер Антон Уткин — о том, как сегодня поддерживать друг друга

РБК
Открыть в приложении