К тетушке на кофе
И вот с утра я открываю ставни своего кафе, весь день болтаю с гостями, готовлю кофе за стойкой, приходят мои друзья. Романтические грезы о собственном кафе посещали, наверное, каждого. А как это происходит на самом деле? Кто открывает кофейню в центре большого города? Из каких шагов и решений складывается путь к мечте? Аня и Даня — владельцы петербургских кофеен Doris — рассказывают, почему смешно открывать кофейню ради денег, где искать своих гостей, в чем сила предсказуемости и причем тут мокрая лепнина и Тинькофф.
Дело в образе
Аня: Кофейню сначала нужно представить. А потом уже думать, где она будет находиться, кто туда будет ходить и все остальное. Например, наша кофейня не может существовать на Садовой или Гороховой. Почему? Потому что мы просто не можем ее там представить.
В 2016 году мы переехали в Петербург и не знали, где выпить нормальный кофе. Это сейчас выбор есть, тогда его просто не было. До этого мы жили в Перми, Даня работал барменом, а я — помощником повара, потом управляющей: с утра готовила десерты, с полудня организовывала работу места. Оба мы увлекались фудсъемкой и даже сделали в Перми ужин Kinfolk, который получился таким грандиозным, что стало ясно — пора двигаться дальше. Прожив полтора года в Петербурге, начали понимать, где гулять, где есть, какие люди ходят в кафе, что им нравится, что они хотят.
Мы представляли свою кофейню очень четко и хотели сделать ее в первую очередь для себя. Пить там кофе, обеспечить себе рабочее место, получать какой-то доход, которого хватало бы на оплату комнаты, вещей из секонд-хенда и еду. Больше нам ничего особенно не нужно было на тот момент.
Даня: Мы тогда уже знали, что в кофейне будет играть джаз. Знали, что нам важно поделиться той атмосферой, той связью между кино, музыкой и жизнью. Нам нравилась американская культура ХХ века, эти белые столики, чашки с кофе, много дневного света — то, как кофейни выглядели раньше. Дорис — это старое американское имя, так обычно в фильмах зовут какую-нибудь бабушку или тетушку. А Дорис Дэй — это американская певица и актриса, получилась игра слов.
Карманные расходы
Даня: Первым был проект Doris Day на набережной Фонтанки, 20. Помещение для него мы выбрали по двум причинам: оно было полукруглое и с ровными стенами. Но там текли батареи, был кривой пол, мокрая от подтеков на потолке лепнина, отсутствовал водопровод, но мы решили, что справимся. Помещение было маленьким, всего 19,2 метра, так что мы потратили на ремонт 17 тысяч рублей. Вопрос с выводом коммуникаций решил арендодатель, остальное мы всё делали сами, красили и собирали мебель по барахолкам и на «Авито».
Аня: Мы заняли немного денег у родных. И были какие-то свои сбережения. На стартовое вложение — аренду, покупку оборудования, мебели и ремонт — у нас было 250 тысяч рублей. Потом мы еще примерно год вбрасывали туда свободные деньги. Сейчас если кому-то сказать, что кофейня Doris Day была открыта на 250 тысяч, он, конечно, в обморок упадет. Но это так.
Кредиты мы не брали принципиально, я всегда хотела максимальной ясности с деньгами. Счет открыли в Тинькофф Бизнесе сразу: всё было просто, и меня это очень успокаивало. Представьте: 24 года, ты в незнакомом городе и открываешь бизнес на последние деньги. Здесь трудности с банком или замороженные счета совсем не нужны. Это было в 2014 году, за пять лет с нами случилось три кафе и одна точка с кофе навынос, и все это время я не меняла банк — перевела туда все свои сбережения, эквайринг и даже сим-карты.