Камилле — и всем женщинам-художникам
Однажды Марина Давыдова, театральный критик, один из создателей фестиваля Net и главред журнала «Театр», рассказывала, как выступала где-то за рубежом — говорила про современный российский театр и услышала из зала: — Марина, а почему вы говорите только про мужчин? Этот вопрос поставил Давыдову в тупик. И хотя в том же шорт-листе «Золотой маски» с каждым годом все больше женщин, 80 процентов номинантов «Золотой маски» (за исключением номинации «Лучшая женская роль») — мужчины.
И я вряд ли написала бы про это, если бы не слова в посвящении: «Жизни и творчеству Камиллы Клодель и всем женщинам-художникам».
Ученица, натурщица, помощница, любовница и муза великого Родена, Клодель была той, о которой писатель Октав Мирбо написал: «Бунт против природы: женщина — гений!» Многие работы Роден и Камилла создавали вместе. Но стояло там только имя Родена. После разрыва с Роденом Камилла работала, выставлялась на Всемирной выставке и Осеннем салоне. Но в рецензиях ее упоминали рядом с бывшим возлюбленным, а в соседних залах стояли его работы. Камилла стала бедствовать. Последние тридцать лет жизни Камилла провела в больнице для умалишенных, а на момент смерти у нее не обнаружили ни личных вещей, ни ценных бумаг. Историю Камиллы за час времени, полуобнаженная, в двух тоннах муки проживает Анна Гарафеева. Хореограф, танцовщица буто, это она увидела танцующую «Клото» семь лет назад в Музее Родена в Париже. И Гарафеева решила, что должна исполнить танец «Клото».
Я пыталась о нем написать много раз. И всегда выходил провал. Cлишком пустыми кажутся слова, когда вспоминаешь, как в финале исполнительница разгребает муку, похожую одновременно на пыль в художественной мастерской и на прах. Много дней после спектакля я закрывала глаза и видела, как Камилла падает в эту пыль. А слова все не находились. Поэтому я просто решила напомнить вам историю Камиллы — хотя Гарафеева рассказывает ее гораздо, гораздо лучше.
Камилла
Идея, хореография, танец — Анна Гарафеева
Анна Гарафеева и Ко и Дягилевский фестиваль
Преступление и наказание
Режиссер Константин Богомолов
Санкт-Петербург, театр «Приют Комедианта»
25/03, 01/04
Кто следит за нетеатральной жизнью Константина Богомолова, узнал о распределении ролей в новой работе режиссера сразу после сообщения о том, что сломанный нос спасен. Причастен ли нос к тому, что на сайте театра на момент написания этого текста осталось несколько билетов — наверняка не узнать. Так или иначе, обещают традиционное для Богомолова переосмысление классики — на сей раз в духе криминального чтива. Да, на всякий случай: Богомолов ставит не роман Достоевского, а спектакль по его мотивам.
Летели качели
Режиссер Марфа Горвиц
Москва, театр «Практика»
03/04, 04/04
35-летний Стас пытается жить по Летову и «Гражданской обороне». Получается неказисто и явно не в такт. Кризис поколения, которое родилось в одной стране, а живет в другой, раздробленность сознания этих людей — в центре внимания режиссера Марфы Горвиц. Из важного. Прошлая работа Горвиц в «Практике», спектакль «Золушка» — зрительский хит уже несколько лет. Спектакль по переосмысленной французом Жоэлем Помра сказке — отличная возможность вспомнить о своих травмах взросления. А «Летели качели» изучают механизм зависания в детстве как способ защиты психики от потрясений. В спектакле два состава, увидеть стоит оба.
Вишневый сад
Режиссер Юрий Погребничко
Москва, театр «Около дома Станиславского»
26/03, 27/03, 10/04
В театре Погребничко — ушанки и вечерние платья, постаревшие мушкетеры и шесть сестер на троих, Чехов и Володин. Труппу, которую так любят московские интеллигенты, за границей считали главными авангардистами российского театра в девяностые и нулевые. Сам же Погребничко, маг из Вознесенского переулка, будто бы ставит один спектакль о чем-то, о чем трудно говорить, но что можно увидеть в печальных и умных глазах его актеров-учеников. «Вишневый сад», который репетировали больше двух лет, — символ «чего-то, о чем нельзя сказать». Кстати, в спектакле использованы фрагменты пьесы Уильяма Шекспира «Гамлет», а Раневскую играет молодая актриса Мария Погребничко.
Питер Пэн. Фантомные вибрации
Режиссер Роман Феодори
Москва, Театральный центр им. Вс. Мейерхольда
30/03, 31/03
Вам кажется, что ваш телефон звонит или вибрирует, хотя этого не происходит? Весьма вероятно, что вы родились в девяностые: по крайней мере, синдром фантомных вибраций считают болезнью миллениалов. Кстати, самих миллениалов социологи называют «Поколением Питера Пэна». Рисовать портрет этого поколения будут сами миллениалы — выпускники Мастерской Виктора Рыжакова в Школестудии МХАТ, актерская компания «Июльансамбль» (Мастерская Виктора Рыжакова). Обещают перформанс, социальную хореографию, драматическую игру и возможность что-то узнать про поколение, которое Олег Табаков, например, называл «непоротым».
Фотографии: Giunai_Musaeva; предоставлено театром «Приют комедианта»; предоставлено театром «Практика»; Max Avdeev; Лана Павлова
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl