С широко закрытыми глазами
В Перми больше нет счастья — по крайней мере, до лета. В арт-объекте неизвестный заменил слово «счастье» на «смерть», и новые буквы сняли — от греха подальше. Дирижер Теодор Курентзис, еще один символ Перми, прямо сейчас репетирует в Москве. И все-таки в Перми — нашествие театральных критиков.
Критика приехала в Частную филармонию «Триумф» — долгое время здесь был знаменитый кинотеатр, затем бар и пиццерия, а пару лет назад, не без благословения Курентзиса, отметившего акустику этого места, появилась камерная площадка — идеальное место для исполнения произведений, требующих камерности и интимности.
«Закрой мне глаза / Любимыми руками так / Чтобы все мои страдания / Под руками твоими утихли».
Строчки из песни Альбана Берга (а еще — Малера, Пуленка, Равеля, Шуберта и других композиторов) проецируются на кирпичную кладку старого здания. Солисты Пермской оперы (Наталья Кириллова, Наталья Буклага, Сергей Годин, Константин Сучков) и шесть перформеров — в квадрате внутри зрительских рядов. Среди перформеров бывший солист балета Евгения Панфилова, актер Театра-Театра, девушка, танцующая хип-хоп — куда уж дальше от Берга. По крайней мере, мне почему-то так кажется. Кажется, что они так же далеки от этой музыки, как и я сама. Слишком высокими кажутся котурны, на которых оказалась эта лирика за последние сто лет. Но перформеры ведут меня к ней, и оказывается, что там — разбитые надежды, поиски покоя, попытки преодолеть тоску. Их движения — путешествие в зону интимности камерного пения прошлого и позапрошлых веков, в пространство чувственности этой музыки, кажущейся закрытой от зрителя сегодняшнего. Не танец, а поиск себя в этой лирике, контакта с ней, а значит, и со зрителем.
Официальное название совместной арт-лаборатории фестиваля-школы современного искусства «Территория», Пермского оперного и компании «Сибур» — «Театр оперы как балет». Режиссер и хореограф Анна Абалихина — один из авторов, в частности, «Страстей по Мартену» в мартеновском цеху Выксунского металлургического завода, где перформанс ознаменовал прощание с прошлой жизнью завода и позволил краем глаза заглянуть в будущее.
В Перми Абалихина и второй куратор, драматург Илья Кухаренко, предложили соединить вроде бы несоединимое — консервативность оперного исполнения и открытость современной хореографии, стереть границы. Получился маршрут не только к этой музыке, но и к себе в пределах музыки. И в этот момент встречи счастье оказывалось не за горами, а внутри.
«Ельцин Центр» на гастролях
Москва, Боярские палаты
01/12-04/12
Для интеллектуалов, для людей
Театральная платформа «Ельцин Центра» — одна из точек притяжения для любителей современного театра и новой драмы на Урале. На гастролях покажут спектакль — сценическое кино режиссера Николая Русского «Шпаликов», псевдодокументальный спектакль Семена Серзина «Летели качели», отсылающий к творчеству Летова, и «Колымские рассказы» Алексея Забегина. Последняя постановка заслуживает отдельного внимания не только потому, что в прошлом году была частью программы «Маска плюс» «Золотой Маски». Жуткий текст Шаламова представлен в обрамлении звуков, издаваемых различными предметами, на которых играет музыкант и актриса Лиза Неволина. Акустический эффект кажется невозможным для тех, кто хоть раз был на Колыме. Ровно так же звучит ветер, который гуляет по «Маске скорби» Эрнста Неизвестного — посвященному жертвам репрессий мемориалу, что установлен недалеко от Магадана.
Парасомнии
Режиссер Вера Мартынов
Москва, Электротеатр Станиславский
21/11-23/11
Для интеллектуалов
Известный театральный художник Вера Мартынов ставит мюзикл-штрих на текст Станислава Львовского «Советские застольные песни», а за музыкальную часть проекта отвечает композитор Дмитрий Курляндский. Говорят, что определять движения и действия артисток на сцене будут их реконструированные воспоминания. Да, парасомнии — двигательные и поведенческие феномены, возникающие во сне.
Считалка
Режиссер Евгения Беркович
Москва, Боярские палаты
23/11
Для людей
Ученица Кирилла Серебренникова поставила страшный и нежный спектакль о грузино-абхазском конфликте по одноименной повести Тамты Мелашвили. В грузинской деревне начала девяностых остались только старики, женщины и дети — они ждут, когда откроют «коридор». В центре — история двух подружек, Нинцо и Кнопки, которые как трава сквозь асфальт растут на фоне этого ожидания. Аппликация еды во всю стену — с войлочными хинкали, костюмы с блошиного рынка, страшные куклы, отсылающие к Пиросмани, многоголосие женских голосов (в спектакле играют только актрисы) складываются в историю, где постоянно примеряют смерть — на себя и других, и даже в таких обстоятельствах остаются людьми.
52
Режиссер и композитор — Александр Маноцков
Санкт-Петербург, БДТ им. Г. А. Товстоногова
18.11
Для людей, для интеллектуалов
«52» композитор Александр Маноцков, автор музыки к «Грозе» Андрея Могучего и «Мертвым душам» Кирилла Серебренникова, написал на основе произведения концептуалиста Льва Рубинштейна. 52 фрагмента текста «Все дальше и дальше» отражены в 52 музыкальных эпизодах оперы. Спектакль анализирует человеческую жизнь, применяя к ней универсальную музыкально-математическую формулу.
«Опера — это и есть “нормальный театр”, и появление оперных работ в современном драматическом театре — шаг естественный», — говорит о новой работе Александр Маноцков.
Фотографии: Никита Чунтомов; Театр ПТТ; Вадим Балакин; Анастасия Брюханова, Стас Левшин/bdt.spb.ru; Олимпия Орлова
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl