Театр. Временный билет в вечность

Русский репортерКультура

Временный билет в вечность

Елена Смородинова, театральный обозреватель «РР»

Вы приходите в библиотеку Союза театральных деятелей РФ, берете временный читательский, ковыряетесь в картотеке — и там среди карточек находите «Время, которое». Получаете у библиотекаря папку и идете «работать». Под библиотечной лампой вы станете одним зрителем спектакля. Спектакль Семена Александровского звучит в наушниках, и, по задумке авторов, есть только одна папка со спектаклем, который играется в часы работы библиотеки. Отправная точка для пьесы, сочиненной драматургом Асей Волошиной, — реальная история о том, как после ареста Мейерхольда две сотрудницы этой библиотеки спрятали за шкаф папки с газетными вырезками, программками и рецензиями на спектакли Мейерхольда.

Спектакль — два монолога 2018 и 1939 годов. Фотограф Вита живет в Праге и никак не может приехать в Москву к бабушке. Приехала Вита уже на похороны. В бабушкиной квартире она находит страницу из дневника прабабушки с библиотечным шифром и выясняет, что ей слишком многое не известно о собственной семье. Вита идет в библиотеку, где обнаруживает дневник своей прабабушки — правильной советской девочки, первокурсницы-театроведки, оказавшейся в лагерях. Причем тут Мейерхольд, довольно быстро становится очевидно. Александровский уже работал с пространством, в котором звуки создают другую реальность. Например, его «Радио Таганка» вело по всему Театру на Таганке и рассказывало историю спектакля «Владимир Высоцкий».

В отличие от других экспериментов Александровского, во «Время, которое» зритель почти не получает инструкций — спектакль становится воскрешением жанра радиопостановки. Александровский смог перехитрить привычный ход вещей: спектакли — слишком хрупкие существа, никто не знает, сколько они проживут. «Время, которое» может жить столько, сколько живут книги в библиотеках. То есть почти вечно.

Время, которое

Режиссер Семен Александровский
Москва, Библиотека СТД
Весь сезон в часы работы библиотеки

Для людей, для интеллектуалов

Фестиваль моноспектаклей «Соло»

Москва, Театральный центр «На Страстном»
01/10–11/10

Для людей

В афише одиннадцатого фестиваля «Соло» — одиннадцать спектаклей из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Берлина, Люксембурга, Дрездена, Болоньи, Калининграда и Руана. В этот раз афишу крупные европейские театры и молодые авангардисты делят примерно поровну. Спектакль-открытие — «Жестяной барабан» театра «Берлинер ансамбль», созданного Брехтом. Еще одно событие, которое нельзя пропустить, — приезд в Москву Антона Адасинского — актера, режиссера, хореографа, ученика Вячеслава Полунина. Его «Последний клоун на земле» — это пантомима, танец, клоунада и видео-инсталляция. Премьеру сыграли в Дрездене; в Москве Адасинский покажет спектакль впервые.

Хочу ребенка

Режиссер Саша Денисова
Москва, Центр им. Мейерхольда
26/09

Для людей, для интеллектуалов

У пьесы Сергея Третьякова была несчастливая судьба. Историю про Милду Григнау, которая хочет родить ребенка вне брака и считает брак пережитком дореволюционного прошлого, хотели ставить режиссеры Мейерхольд и Терентьев, но в итоге Главрепертком запретил постановку, назвав ее слишком радикальной, физиологической, вульгарной. В 1929 году Бертольт Брехт адаптировал пьесу для немецкого театра, но не успел ее поставить, потому что был вынужден бежать от фашистов. Саша Денисова, написавшая инсценировку и поставившая спектакль, решила воплотить замысел Мейерхольда (он хотел поставить спектакль-дискуссию, в котором зрители могли бы принимать активное участие).

Демагог

Режиссер Хуго Эрикссен
Санкт-Петербург, Новая сцена Александринского театра
26/09–27/09

Для людей

В честь пятилетия Новой сцены Александринки фестиваль «Александринский» перемещается на эту площадку. Там покажут гастрольные спектакли Электротеатра «Станиславский», а также премьеру спектакля «Демагог» Хуго Эрикссена (ученика Римаса Туминаса) по пьесе Кирилла Фокина. Молодые режиссер и драматург исследуют с помощью событий Пелопонесской войны тему краха героя, борьбы за власть и выбора. Обещают искать ответ на вопрос, что же правит миром — деньги или идеология.

Romeo&Juliet, или Милосердная земля

Режиссер Люк Персеваль
Санкт-Петербург, БДТ им. Г. А. Товстоногова
29/09–30/09

Для желающих поржать

Текст для своего спектакля знаменитый фламандец написал самостоятельно по мотивам пьесы Шекспира «Ромео и Джульетта» и романа Верхюлста «Библиотекарь». По сюжету, Дезире Кордье, бывший библиотекарь, отец двоих взрослых детей, будучи в здравом уме, решает симулировать слабоумие. Делает он это с таким артистизмом, что семья определяет его в дом для больных деменцией. Там Дезире начинает жить по своему усмотрению в собственной реальности, где сначала прокручивает в голове знакомые строки из любимого Шекспира. А после обнаруживает, что в этом же доме доживает свои последние дни Роза Розендалс, его Джульетта, с которой он познакомился, когда им обоим было по семнадцать. Кстати, сам Персеваль говорит, что давно хотел поставить «Ромео и Джульетту», но ему все время мешал возраст персонажей, которые, по мнению режиссера, не могли испытывать тягу к смерти, заложенную в любви.

Фото А. Муравьева/Библиотека СТД; Стас Левшин/БДТ; Анастасия Брюханова/ Александринский театр; Екатерина Краева/ЦИМ; Театральный центр на страстном

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Генномодифицированные россияне Генномодифицированные россияне

Может ли генетическая инженерия изменить общество

Русский репортер
Мир, где весело и нет времени Мир, где весело и нет времени

Все самое важное о Дживсе и Вустере

Weekend
Музыкальный класс Музыкальный класс

Многое в концертной жизни впервые произошло в Филармоническом обществе

СНОБ
В этот раз я не родился курьером В этот раз я не родился курьером

Ведь доставлять можно не только продукты... можно нести что-то большее

Правила жизни
Крыло, похожее на тюльпан, – винт вертолета Крыло, похожее на тюльпан, – винт вертолета

Как всего два винта делают вертолёт летающей машиной?

Наука и техника
Все управляют всеми Все управляют всеми

Бизнес переживает смену управленческой парадигмы

Ведомости
Огненная саламандра Огненная саламандра

Мифический «дух огня» с точки зрения биологии

Вокруг света
5 привычек, которые бесят всех врачей 5 привычек, которые бесят всех врачей

Почему врач не может поставить вам правильный диагноз?

Maxim
Исследование: что такое для российских компаний кадровый резерв, как (и зачем) его формировать Исследование: что такое для российских компаний кадровый резерв, как (и зачем) его формировать

Что такое кадровый резерв и кто его формирует?

Inc.
Иллюзия объективности Иллюзия объективности

Почему опасно бездумно полагаться на нейросети в образовании?

Монокль
«Операция „Барбаросса“: Начало конца нацистской Германии» «Операция „Барбаросса“: Начало конца нацистской Германии»

Что мешало немцам продвигаться к Москве

N+1
Добро с кулаками Добро с кулаками

Актер Леон Кемстач о своем пути к киноолимпу

Men Today
Заполярная одиссея Заполярная одиссея

Путешествие под парусом в Арктике

Вокруг света
Активные виды: 8 техник отдыха Активные виды: 8 техник отдыха

Машины-уникумы, которые интересно бы поводить в свободное время

Men Today
День, когда родился новый мир День, когда родился новый мир

2 сентября – день, когда победа не завершила войну, а изменила ее форму

Знание – сила
Страсти по зеленому с рыжим Страсти по зеленому с рыжим

Как зеленые машины из немодных стали желанными

Men Today
Кардиналы визажа Кардиналы визажа

Как менялись мейкап-тенденции в ХХ–ХХI веках

Moodboard
Фрагмент истории Фрагмент истории

Интерьер, в котором сохранили стену с аутентичной кирпичной кладкой

Идеи Вашего Дома
Евгения Глушенко: «На сцене надо не играть, надо проживать» Евгения Глушенко: «На сцене надо не играть, надо проживать»

Роль необходимо понять кишками! Надо прочувствовать ее изнутри

Коллекция. Караван историй
Город-сказка Город-сказка

Как архитектура будущего осталась в прошлом

Weekend
Мерзлота не вечная: прошлое и настоящее Мерзлота не вечная: прошлое и настоящее

Чем может угрожать таяние вечной мерзлоты, к каким последствиям это приведет?

Знание – сила
Почему мир заговорил о белом водороде: новый источник чистой энергии Почему мир заговорил о белом водороде: новый источник чистой энергии

Белый водород — новый уникальный источник энергии?

ТехИнсайдер
Средние обгонят высших Средние обгонят высших

Что стоит за бумом поступлений в колледжи и техникумы

Монокль
Современный баланс Современный баланс

Проект этой квартиры призван воплотить идею уютного и функционального жилья

Идеи Вашего Дома
Группа GORODA: «В России есть достойные музыканты» Группа GORODA: «В России есть достойные музыканты»

Группа GORODA стремительно ворвалась на музыкальную сцену, став ярким открытием

ЖАРА Magazine
Как нетворкинг помогает в развитии бизнеса Как нетворкинг помогает в развитии бизнеса

Нетворкинг: что это такое и какую пользу он приносит развитию бизнеса?

Inc.
Свидание с Россией Свидание с Россией

Губернатор Ярославской области — чем заняться и где остановиться в регионе

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Ему покер? Ему покер?

Что мы знаем об актёре Артёме Кошмане помимо кратких википедийных сводок?

Men Today
Марина Монгуш: «Креативная экономика — это не только про деньги, но и про социальные эффекты» Марина Монгуш: «Креативная экономика — это не только про деньги, но и про социальные эффекты»

Почему креативная экономика становится движущей силой развития России?

ФедералПресс
На чистую воду На чистую воду

Новинка итальянской верфи Columbus Yachts — моторная суперъяхта Acqua Chiara

Y Magazine
Открыть в приложении