Как мемы популяризируют историю

Русский репортерИстория

Люди страдают, а мы смеемся

Как мемы популяризируют историю

Картинка из паблика «Страдающее Средневековье», аудитория которого превышает 300 тысяч человек

В начале марта в издательстве АСТ выйдет книга «Страдающее Средневековье. Парадоксы христианской иконографии» по мотивам одноименного известного паблика в социальной сети «ВКонтакте», аудитория которого насчитывает 300 тысяч человек. Администрация сообщества выступила продюсерами издания и предложила написать текст экспертам по медиевистике. «Русский репортер» поговорил с одним из создателей паблика Юрием Сапрыкиным и с одним из авторов книги Михаилом Майзульсом про стереотипы и границы священного и про то, в чем Средневековье созвучно с российской повседневностью


Юрий Сапрыкин, один
из основателей
паблика «Страдающее
Средневековье»:
«Мы выбрали такой
путь: привлекай,
а потом просвещай»

Юрий Сапрыкин, выпускник истфака НИУ ВШЭ, один из создателей пабликов «Страдающее Средневековье» и «Личка императора»

— Почему вам как историку не захотелось рассказать про средневековую архитектуру, музыку, литературу, очаровать этой эпохой, почему были выбраны смешные исторические комиксы?

— Сообществ по истории в социальных сетях очень много, но у нас одно из самых популярных именно благодаря формату, который мы выбрали. К тому же это не отменяет возможности рассказывать нашей аудитории о полезных книгах по истории, выкладывать фотографии готических соборов, создавать плейлисты со средневековой музыкой. «Привлекай, а потом просвещай» — такой мы выбрали путь.

— Жаловался ли еще кто-то на ваш контент, как это было в самом начале с удаленной подборкой на сайте AdMe?

— Однажды на нас собирался подать в суд Дмитрий Энтео, но дальше заявления в СМИ дело не пошло. А недавно мне написал какой-то незнакомец: «Как вам не стыдно пропагандировать такую жестокость, ведь люди режут друг друга ножами, страдают, а вы смеетесь».

— Какие сюжеты из иконографии Средневековья получают наибольший отклик у подписчиков?

— Картинок уже больше шести тысяч, но самый популярный персонаж — Коля. А еще Святой Иероним, который вытаскивает занозу из лапы Льва.

— Социальные сети сейчас скорее выявляют или распространяют лженаучные теории в истории?

— Это главная задача современного образования: уметь отличать правду от лжи. К сожалению, пока с трудом получается это сделать.


Ученый-медиевист
Михаил Майзульс:
«На алтарном образе
никому бы не пришло
в голову поместить рядом
со сценой Распятия
кривляющуюся обезьяну.
А на полях псалтирей
и часословов это было
в порядке вещей»

Михаил Майзульс, историк-медиевист, соавтор книг «Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа», «Анатомия ада». «Страдающее Средневековье. Парадоксы христианской иконографии»

— Как была распределена работа между вами и другими авторами, Дильшат Харман и Сергеем Зотовым?

— Когда создатели паблика предложили сделать книгу о средневековой иконографии, я стал размышлять, какие сюжеты можно взять, и решил, что лучше делать эту работу в соавторстве. Потому что в соавторстве всегда веселее. У меня уже был такой опыт, правда, тогда работали не втроем, а вдвоем — с моим коллегой и другом Дмитрием Антоновым, с которым мы выпустили две книги по древнерусской демонологии. Я решил повторить этот опыт и предложил присоединиться двум коллегам — искусствоведу-медиевисту Дильшат Харман и культурному антропологу Сергею Зотову.

— Какие главы писали вы?

— У меня было три главы. Одна посвящена средневековым маргиналиям — меня особо интересовали сюжеты, которые были связаны с пародией на священное (например, когда мессу служит обезьяна или вместо чаши для евхаристии на алтаре стоит ночной горшок). Вторая глава посвящена монструозному — разнообразным гибридам, которые «жили» на полях манускриптов и на стенах храмов. Я хотел описать, как конструировались их тела, что эти персонажи могли означать, и как из этой традиции вышла карикатура Нового времени. Третья моя глава — про нимбы. Мы привыкли воспринимать нимбы исключительно как печать святости. Но порой в средневековой иконографии с ними изображали и персонажей, не имеющих отношения к христианскому сакральному. Или даже негативных, демонических персонажей — от царя Ирода, приказавшего убить вифлеемских младенцев, до Антихриста.

— Какие штампы о Средневековье вы встречаете чаще всего?

— Главный стереотип — это, конечно, представление о некоем мрачном времени, погруженном в невежество и религиозное мракобесие (как и многие клише, он отчасти правдив, но настолько утрирован, что неадекватен). Ничего нового и оригинального в этом стереотипе нет. Собственно, сам термин «Средневековье» родился из представления о том, что между вершинами античности и Возрождения лежало варварско-темное безвременье.

— Насколько широко в те времена можно было трактовать сакральные сюжеты?

— Одно дело, когда мы пишем для церкви алтарный образ или расписываем ее стены фресками — здесь пространство интерпретации сакральных сюжетов довольно жестко задавалось догматикой и иконографической традицией. На средневековом Западе поле маневра было шире, чем в восточно-христианском мире (в Византии или на Руси), но рамки все равно были очевидны. Другая история, когда мы берем не публичный, а частный образ или изображения, вовсе не предназначавшиеся для богослужения и молитвы. Какие-то визуальные эксперименты с привычными сакральными сюжетами были скорее уместны на миниатюрах рукописей, чем, например, на громадном витраже. На алтарном образе никому бы не пришло в голову поместить рядом со сценой Рождества или Распятия кривляющуюся обезьяну или вывернувшегося колесом акробата. А на полях псалтирей и часословов это было вполне в порядке вещей! Там священные тексты и фигуры святых могли соседствовать с пародийными сценами, гибридами, одетыми как клирики, или всевозможными непристойностями.

— Наблюдалась ли тогда аналогичная сегодняшней гиперчувствительность верующих?

— Тут бессмысленно сравнивать. В Средние века религия пронизывала собой всю жизнь общества. Вера могла принимать разные формы (ортодоксально церковную или «еретическую»), но сакральное было вездесуще. Церковь была мощнейшим властным институтом, с которым человек соприкасался в большинстве сфер жизни, а не только когда приходил на мессу или на исповедь. Сейчас ситуация совершенно иная. Мы живем в секулярном мире, в котором церковь или ее симпатизанты от власти стремятся нарастить ее вес и использовать религию, в частности православие, как источник собственной легитимности. И есть два — родственных, но не тождественных — вида гиперчувствительности. Гиперчувствительность некоторых верующих, которые ощущают свою уязвимость в современном мире, приравнивают любую непочтительность в адрес религиозных символов к святотатству и стремятся навязать обществу свои правила. И гиперчувствительность как политтехнология, которая используется властями для консолидации электората. Ведь реальные и мнимые оскорбления святынь часто воспринимаются так болезненно, потому что в них видят, по сути, насмешку над начальством, нежелание уважать «скрепы», которое оно продвигает, вызов порядку. И этого не прощают.

Если мы хотим понять, откуда берется нынешняя гиперчувствительность в делах веры, по-моему, почти бессмысленно вспоминать о Средневековье или об инквизиции, которая преследовала инаковерующих. Это не вопрос к медиевистам. Скорее, нынешнюю ситуацию в России стоит сравнивать с другими современными обществами, где религия или политическая архаика пытаются отвоевать свои позиции, а не с теми эпохами, где эти позиции и так были сильны.

— Почему нам более понятен и интересен визуальный словарь Средних веков, нежели, например, древнеегипетский рельеф?

— Древнеегипетское искусство и цивилизация от нас слишком далеки. Рельефы с фараонами и богами, идеально отполированные статуи или тяжелые саркофаги, покрытые иероглифами, могут манить и восхищать совершенством форм. Но если человек не погрузился в египтологию (пусть даже в самой популярной форме), этот визуальный мир остается для него закрытым.

Средневековая иконография для зрителя-неспециалиста, с одной стороны, экзотична, с другой — все-таки намного более прозрачна. Человек может не знать конкретный сюжет, не представлять, когда и для чего это изображение было создано, но он понимает, что здесь перед ним замки, тут ангелы и демоны, здесь, скорее всего, какие-то святые, а там — рыцари, сражающиеся на турнире. Средневековые образы вызывают много ассоциаций. Эта сцепка экзотики и странности с узнаванием делает средневековые изображения идеальным полигоном для иронических отсылок к настоящему. Думаю, в этом одна из причин популярности паблика «Страдающее Средневековье».

Кристина Гизатулина

Фотографии: издательство АСТ; Игнат Соловей; Михаил Майзульс; паблик «Страдающее Средневековье»/vk.com

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Музыка Музыка

Подборка музыкальных новинок от музыкального обозревателя Натальи Зайцевой

Русский репортер
Артистка, которую невозможно забыть: 5 знаковых ролей Евгении Добровольской Артистка, которую невозможно забыть: 5 знаковых ролей Евгении Добровольской

Культовые роли Евгении Добровольской, по которым мы будем её помнить

Правила жизни
«Декларация независимости» «Декларация независимости»

Картина Джона Трамбулла, посвященная подписанию Декларации независимости США

Дилетант
«Биология в фокусе: Естественные отделения университетов Российской империи (1830–1900)» «Биология в фокусе: Естественные отделения университетов Российской империи (1830–1900)»

Почему в начале XIX века в университетах было мало практических занятий

N+1
Елена Яковлева: «Я никогда не бываю довольна собой» Елена Яковлева: «Я никогда не бываю довольна собой»

В основном артисты — ленивые люди, они лучше попридержат свои эмоции

Коллекция. Караван историй
Секреты лабораторий Секреты лабораторий

Косметика будущего сможет адаптироваться под индивидуальные запросы каждого

Лиза
«Я расплакалась, когда смотрела это видео с мужем»: Юлия Топольницкая рассказала, как ее поразил Игорь Чехов «Я расплакалась, когда смотрела это видео с мужем»: Юлия Топольницкая рассказала, как ее поразил Игорь Чехов

Юлия Топольницкая о секретах семейной жизни с актером и шоуменом Игорем Чеховым

VOICE
Ультраобработанные продукты: с детства на крючке Ультраобработанные продукты: с детства на крючке

Как ультраобработанная пища влияет на младенцев

Здоровье
Вот почему люди стали использовать огонь — и приготовление пищи тут не при чем Вот почему люди стали использовать огонь — и приготовление пищи тут не при чем

Исследование, перечеркнувшее привычную картину: зачем люди приручили огонь

Inc.
Укус осы: правила первой помощи и 8 советов, как его избежать Укус осы: правила первой помощи и 8 советов, как его избежать

Большой угрозы укус осы не представляет, но есть исключения

РБК
Семейный портрет Семейный портрет

Эксклюзивные кадры и интервью Анны Хилькевич и Артура Мартиросяна — для ОK!

OK!
Сотворить «Онегина» Сотворить «Онегина»

Кто участвует в сотворении «Евгения Онегина» вместе с Пушкиным

Seasons of life
Долгая зима: как за пять лет изменились венчурные инвестиции в женские стартапы Долгая зима: как за пять лет изменились венчурные инвестиции в женские стартапы

Почему в России уменьшается объем финансирования проектов предпринимательниц

Forbes
Зинаида Кириенко. Любовь земная Зинаида Кириенко. Любовь земная

Сыграть в таких картинах и не получить народную СССР — нонсенс

Коллекция. Караван историй
Вячеслав Семененко: «Есть значительный спрос на отдых с детьми» Вячеслав Семененко: «Есть значительный спрос на отдых с детьми»

Как меняются и развиваются загородные отели и как масштабируется этот рынок?

Ведомости
Польский узел Польский узел

В 1980 году ситуация в Польше складывалась непростая...

Дилетант
«Послы Ермака у Красного крыльца перед царём Иоанном Грозным» «Послы Ермака у Красного крыльца перед царём Иоанном Грозным»

Настоящее покорение земель Сибири началось в 1580-х годах

Дилетант
Елена Валюшкина: «Другой бы на моем месте сломался, а я выстояла» Елена Валюшкина: «Другой бы на моем месте сломался, а я выстояла»

Я актриса, которая может свою роль срежиссировать сама

Коллекция. Караван историй
Брелок за $5 тыс.: чему бизнес может научиться у Лабубу Брелок за $5 тыс.: чему бизнес может научиться у Лабубу

Лабубу-тренд: эффект сюрприза или ностальгия?

Inc.
Коварный удар из-под земли Коварный удар из-под земли

«Холодная война» стала стимулом для неумеренных планов создателей оружия

Наука и техника
Субпродукт из криптовалюты: как устроен фьючерс на ETF на биткоин Субпродукт из криптовалюты: как устроен фьючерс на ETF на биткоин

Зачем Мосбиржа запустила торги фьючерсом на IShares Bitcoin Trust ETF?

Forbes
Вячеслав Фетисов: «Пятьдесят процентов моего успеха — моя жена» Вячеслав Фетисов: «Пятьдесят процентов моего успеха — моя жена»

То, что ей пришлось пережить со мной, мало какая жена выдержит!

Коллекция. Караван историй
Как визионерские идеи проникают в литературу Как визионерские идеи проникают в литературу

О том, кто такой визионер в нарративных искусствах

РБК
Аптечка в отпуск Аптечка в отпуск

Базовая аптечка на отдых, собранная по рекомендациям врачей

Здоровье
Буддийские и даосские храмы Китая оказались убежищами для вековых деревьев Буддийские и даосские храмы Китая оказались убежищами для вековых деревьев

На территории буддийских и даосских храмов Китая сохранились вековые деревья

N+1
Все в театр Все в театр

В Москве стартовал «Театральный бульвар», и он станет самым продолжительным

Ведомости
Как Пеппи Длинныйчулок стала символом свободы и изменила жизни миллионов девочек Как Пеппи Длинныйчулок стала символом свободы и изменила жизни миллионов девочек

Как Астрид Линдгрен стала борцом за права детей и причем тут Пеппи Длинныйчулок?

Forbes
Шимпанзе заразились зевотой от головы андроида Шимпанзе заразились зевотой от головы андроида

Шимпанзе способны заразиться зевотой от зевающей головы человекоподобного робота

N+1
Потепление не смогло заменить диатомовые водоросли динофлагеллятами Потепление не смогло заменить диатомовые водоросли динофлагеллятами

Почему динофлагелляты они не стали преобладать над диатомовыми водорослями

N+1
Убери камеру! Убери камеру!

Как провести фото- и видеосъемку в общественном месте и избежать неприятностей

Лиза
Открыть в приложении