Курс на цифру
Цифровая трансформация рождается из желания компании быть высоко конкурентной в своей сфере, выходить на большие обороты и получать большую прибыль при меньших затратах
Один из самых актуальных и обсуждаемых вопросов на сегодняшний день — заменят ли в будущем роботы живых людей на производстве. Автоматизация и цифровизация стремительно охватывают все больше технологических процессов на предприятиях по всему миру. О том, как обстоят дела с роботизацией промышленности в столице, мы поговорили с руководителем Департамента инвестиционной и промышленной политики Москвы Александром Прохоровым
Александр Владимирович, сегодня активно ведется дискуссия о необходимости цифровизации многих сфер жизни и работы человека, об интернете вещей и других признаках «экономики будущего». Как относится к цифровизации московская промышленность?
Цифровизация городской промышленности — одна из наших долгосрочных целей. Есть указ президента, где цифровизация названа в числе национальных стратегических задач; есть федеральный проект «Цифровая экономика Российский Федерации», есть специальные городские программы.
Все это дает свои результаты. Департамент инвестиционной и промышленной политики Москвы провел мониторинг состояния цифровой трансформации столичной промышленности. Сейчас в 65 крупных промышленных компаниях столицы планируют или уже цифровизировали часть процессов производства или управления. Это компании самого разного профиля — от пищевой отрасли и легкой промышленности до машиностроения и авиаотрасли. «Четвертая промышленная революция», как ее называют эксперты, неизбежна, но цифровая трансформация — эволюционный процесс, который займет какое-то время.
Цифровизация — дорогое удовольствие? Сколько стоит модернизировать средний московский завод?
Для начала стоит задаться вопросом, зачем его модернизировать. Большинство заводов Москвы — это частные компании, существующие за счет собственной прибыли. И они не начинают процедуру модернизации исходя из того, что существует федеральный проект «Цифровая экономика Российской Федерации» или потому, что власти Москвы хотят этого.
Цифровая трансформация рождается из желания компании быть высококонкурентной в своей сфере, выходить на большие обороты и получать большую прибыль при меньших затратах трудовых и временных ресурсов. Поэтому нельзя однозначно утверждать, что модернизировать завод дорого. Любая модернизация просчитана с точки зрения ее целесообразности, а значит, и окупаемости. А окупаемость — способ превратить даже весомое финансовое вложение в прибыль.
Что касается конкретных сумм, то запланированный объем инвестиций для реализации комплекса мероприятий по цифровой трансформации предприятий столицы за счет собственных, заемных и бюджетных средств составляет более 15,3 млрд рублей в плановом периоде до 2024 года.
Запланированные мероприятия по цифровой трансформации производства затрагивают все сферы деятельности предприятия и включают в себя автоматизацию систем управления и планирования, производственных и технологических процессов, систем управления контроля качества и потребления энергоресурсов, систем безопасности эксплуатации объектов промышленности.
То есть все вопросы развития московских предприятий обсуждаются исключительно на уровне предприятий? Власти города не участвуют в этом процессе?
Так тоже сказать нельзя. Департамент инвестиционной и промышленной политики Москвы оказывает всестороннюю поддержку столичным промышленникам — от поиска подходящих площадок под производство до консультаций и дальнейшего сопровождения по большинству возникающих вопросов.
Совсем недавно, например, в Москве прошла первая стратегическая сессия по развитию промышленного экспорта с участием свыше 120 руководителей крупнейших предприятий столицы, федеральных и региональных деловых объединений, международных ассоциаций, а также представителей власти. Департамент инвестиционной и промышленной политики города Москвы провел это мероприятие, приурочив его к Дню московской промышленности, который ежегодно отмечается 7 октября. К этой же дате была приурочена конференция «Промышленная политика в эпоху цифровизации», которая прошла в многофункциональном комплексе Московского Сбербанка. Мероприятие было также организовано Департаментом инвестиционной и промышленной политики Москвы, но совместно с партнерами — Московским Сбербанком и компанией Strategy Partners. Гостями конференции стали крупные клиенты Сбербанка, представители производственного сектора и бизнес-сообщества столицы.
На главной сессии конференции мы с председателем Московского банка Вячеславом Цыбульниковым, управляющим партнером консалтинговой компании Strategy Partners Александром Идрисовым, исполнительным вице-президентом малазийского института PEMANDU Кристофером Таном и многими другими обсудили самые актуальные вопросы московского бизнеса.
Мероприятие позволило пообщаться с нашей целевой аудиторией и рассказать о мерах поддержки, которые Правительство Москвы может реально предоставить бизнесу. Говорили о наиболее привлекательных формах государственно-частного партнерства в Москве. Например, о специальных инвестиционных контрактах. Мы активно развиваем это направление. Механизм СПИК предполагает заключение с городом соглашения об определенном объеме инвестиций. Взамен власти столицы обнуляют налоги, связанные с имуществом и землей, делают минимальной региональную ставку налога на прибыль. На данный момент Москва заключила шесть СПИКов на общую сумму более 8 млрд рублей; они создадут 3,9 тысячи рабочих мест. Объемы предоставленных по контрактам льгот — 195 млн рублей в год, доходы в бюджет за 10 лет составят 6,3 млрд рублей. Таким образом, эта форма сотрудничества выгодна и городу, и бизнесу.
Также обсуждали финансовые меры поддержки, которые предоставляют как Московский фонд поддержки промышленности и предпринимательства, так и Сбербанк. В итоге многие согласились, что свободные финансы лучше всего вкладывать в цифровизацию. Сегодня цифровизация — один из основных факторов конкурентоспособности промышленных предприятий. И те, кто в нее инвестирует, зачастую вырываются в лидеры своей отрасли.
Есть ли в Москве такие лидеры отрасли?
Безусловно, есть. Но я скорее хотел бы привести примеры, а не назвать лидеров. Потому что разные отрасли промышленности — это разные объемы поставки товаров, разная себестоимость продукции и разные сроки выхода на самоокупаемость. И в этом смысле никакие отрасли не хотелось бы задвинуть в «антилидеры». Потому что столице нужен полный спектр предприятий на ее территории — от пищевых производств до производителей микросхем. Такой мегаполис, как Москва должен быть способен сам обеспечить свои предприятия и своих жителей всей необходимой продукцией.
Например, московский завод «Рено» является одним из самых роботизированных и высокотехнологичных автомобильных заводов всей французской корпорации. Сегодня на заводе работают 105 роботов, к концу года в планах приобрести еще 30. Доставку и перевозку комплектующих и деталей в цехах завода осуществляют 130 автоматических беспилотников, которые разрабатываются и производятся также на заводе. Кстати, эти небольшие роботы называются «Гжель». До конца года на заводе будет также запущен новый производственный корпус после реконструкции и модернизирована производственная линия: на ней будут выпускать обновленные модели Duster и Kaptur.
Кроме того, наш завод «Рено» много вкладывает в научные разработки — так называемые НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы). Сейчас «Рено» создает в Москве Центр информационных разработок, специализирующийся на создании интеллектуальных систем нового поколения, объединяющих транспортную инфраструктуру и городские сервисы. Соглашение об этом было подписано в феврале этого года между ЗАО «Рено Россия» и Правительством Москвы.
Московский завод «Рено» — предприятие полного цикла по производству автотранспорта. Здесь функционируют цеха сварки, окраски и сборки. Завод имеет самый высокий уровень локализации производства среди иностранных автопроизводителей, работающих на территории России, — 66%. При предприятии функционируют инженерно-технический центр и подземный испытательный полигон. Численность сотрудников ЗАО «Рено Россия» — порядка 4,7 тыс. человек.
Ежегодно около 10% автомобилей, произведенных на столичном заводе «Рено», уходит на экспорт. Основными покупателями машин и автокомпонентов являются страны ближнего зарубежья, расширяется география и увеличивается объем экспорта в страны Персидского залива (Саудовская Аравия, ОАЭ, Катар, Оман, Кувейт, Бахрейн).
Еще одно интересное с точки зрения цифровизации московское предприятие — компания «Объединенные электротехнические заводы» (ЭЛТЕЗА). Примечательно оно не столько тем, что провело цифровизацию собственного производства, а тем, что производит продукцию для цифровизации других компаний.
Это один из крупнейших производителей систем управления движением поездов и обеспечения безопасности железнодорожных перевозок в России и СНГ. Их оборудование эксплуатируется на всей сети железных дорог России, в том числе на Восточном полигоне, Московском транспортном узле, а также в Узбекистане, Казахстане, Монголии и странах дальнего зарубежья.
За счет новых технологий увеличивается пропускная способность станций, увеличивается пассажиропоток, сокращается время в пути, что очень важно для стремительного темпа жизни, который диктует Москва.
Московские производители также внедряют технологии на основе искусственного интеллекта. В 2020 году в группе компаний «Москабельмет» искусственный интеллект будет не только обрабатывать заказы, но и участвовать в процедуре проведения тендеров, управлении технологией и производством. Кроме того, согласно digital-стратегии, у каждого клиента появятся личный кабинет и интерфейс с возможностью отслеживать процесс производства. В это же время «Москабельмет» планирует запустить собственный маркетплейс.
А цифровизация компаний формата B2C? Есть примеры среди компаний, чей конечный продукт адресован непосредственному потребителю?
На территории Новой Москвы уже более 10 лет работает фармацевтический завод полного цикла группы компании «Сервье» — крупнейший после французского и ирландского заводов. Предприятие выпускает препараты для лечения сердечно-сосудистых заболеваний, сахарного диабета, хронической венозной недостаточности. В 2016 году с целью борьбы с контрафактом лекарств был запущен российский государственный проект информационной системы мониторинга движения лекарственных препаратов. «Сервье» стал участником пилотной программы.
Компания собирает эту информацию в хранилище данных, на основе которых строятся визуальные формы и дашборды, отражающие как текущее состояние линий, так и статистику прошлых периодов. Так компания планирует будущие производственные периоды, анализирует результаты своей работы.
Кроме того, в ближайшее время производитель планирует полную интеграцию данной системы с системами управления предприятием, а также использование облачных решений, которые позволят доставлять необходимую аналитическую информацию менеджерам на любые устройства в режиме 24 на 7. Компания также собирается принять участие в эксперименте по диджитализации должностных инструкций, который уже проводится на ирландском заводе холдинга.
Какой эффект в итоге ожидает город от неминуемой цифровизации его производств?
Мы хотим, чтобы Москва могла обеспечить большую часть своих потребностей в продукции высокого качества и одновременно рост экспорта, а это возможно только за счет повышения эффективности производства. Чем больше и технологичнее предприятие, тем выше налогооблагаемая база и больше поступлений в бюджет.
Всего этого можно достичь при помощи цифровизации. Понятно, что это процесс небыстрый, но мы и не нацелены на кратковременные результаты. Наша цель — максимально эффективные, высокотехнологичные и компактные предприятия, которые соответствуют самым высоким экологическим стандартам.
Какой результат есть уже сейчас?
Если говорить о финансах как самом простом способе «увидеть» результат, сегодня на каждый рубль, вложенный городом в развитие инфраструктуры, удается привлекать три-четыре рубля частных инвестиций.
За первые шесть месяцев 2019 года объем инвестиций в основной капитал в Москве составил 946 млрд рублей. Согласно данным Росстата, прирост этого показателя в столице по сравнению с аналогичным периодом 2018 года составил почти 20%, тогда как в целом по России он подрос всего на 0,6%.
Если рассматривать инвестиционную динамику в более длительный период времени, то с 2010 по 2018 годы инвестиции в основной капитал в Москве выросли в сопоставимых ценах более чем в два раза. За первое полугодие 2019 года на долю столицы приходится 14% общероссийского объема инвестиций в основной капитал.
Активно ведутся модернизация старых производственных мощностей и внедрение новых стандартов качества работы и экологической безопасности на новых предприятиях. Еще один пример успешной модернизации – тотальное обновление столичного нефтеперерабатывающего завода, который принадлежит «Газпром нефти». Модернизация была разбита на два этапа. Первый закончился в 2015 году: по итогам проведенных работ удалось полностью избавиться от архаичного советского наследия, которое давало основную нагрузку на окружающую среду; были реконструированы производственные установки, а сам завод на три года раньше запланированного перешел на производство принципиально нового топлива — Евро-5. По данным Роспотребнадзора, переход на топливо высоких экологических стандартов позволил снизить выбросы автомобилей в Москве на 35 процентов, несмотря на активное развитие транспорта в мегаполисе.
Второй этап модернизации идет прямо сейчас и закончится к 2021 году. По его итогам планируется снизить воздействие на окружающую среду еще на 50 процентов. В рамках второго этапа в 2017 году завод уже тотально обновил систему очистки воды, теперь она очищается на 99,9 процента, что позволяет перевести предприятие на замкнутый цикл водопотребления. Ключевым событием второго этапа станет пуск высокотехнологичной комбинированной установки переработки нефти Евро+, что позволит избавиться сразу от пяти установок 60-х годов. Инвестиции «Газпром нефти» в только проект составляют 98 миллиардов рублей, в модернизации задействованы ведущие производители оборудования из 15 городов России. Совокупные же инвестиции компании, запланированные с 2011 по 2021 годы на развитие Московского НПЗ превышают 250 млрд.
И еще — вот уже несколько лет Москва лидирует по размеру финансовых средств, вложенных зарубежными инвесторами в развитие бизнеса в городе. Статистика показывает, что иностранцы инвестируют в российскую столицу все больше и больше. Это подтверждается и международными исследованиями. Например, согласно рейтингу привлекательности европейских городов для прямых иностранных инвестиций, подготовленного The Financial Times, Москва входит в пятерку лидеров по инвестиционной привлекательности среди крупнейших городов Европы и занимает первое место среди городов Восточной Европы. В Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах РФ столица за текущий год поднялась на первое место.
Что касается того, откуда приходят инвесторы в российскую столицу, — география достаточно обширна. Самые крупные наши партнеры — из Европы: Германии, Франции, Австрии, Швеции. Существенные объемы инвестиций наблюдаются также из США и Азии: Японии, Казахстана, Китая, Турции, Южной Кореи. Заметно вырос объем накопленных прямых иностранных инвестиций из таких стран, как Италия, Израиль, Финляндия, Сингапур. При этом иностранцы охотно вкладываются в реальный сектор столичной экономики.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl