Каково это — жить и работать в Нью-Йорке. Истории четырех россиян, переехавших в США делать бизнес и карьеру
Почему поиск работы в США может затянуться на полгода, что такое пресловутый американский нетворкинг и почему вы никогда не услышите прямую критику от американца — рассказывают четверо россиян, которые делают собственный бизнес в Нью-Йорке или работают на крупные корпорации.
Если у тебя за плечами нет опыта работы в США, устроиться в американскую компанию будет непросто — будущему работодателю сложно понять, насколько ты ему подойдешь. До переезда в Нью-Йорк я пять лет работала в международной корпорации в Китае, но это мне никак не помогло. Я долго не получала откликов на свое резюме, а если получала, то проходила много собеседований, но на последнем этапе что-то случалось. Конкуренция в Нью-Йорке огромная.
В среднем поиск работы в Нью-Йорке занимает четыре-пять месяцев. Процесс собеседования обычно устроен так: вы подаете резюме (и иногда сопроводительное письмо) и, если повезет, вам назначают звонок с рекрутером. Это первый "фильтр", чтобы отсеять неадекватных кандидатов или совсем не подходящих на роль. Вторым этапом идет видео или телефонное собеседование с нанимаемым менеджером, после чего иногда присылают тестовое задание. В случае успеха вас приглашают на личное собеседование в офис компании и там проводят от одного до пяти собеседований — своеобразный марафон интервью. Для этого этапа важно готовить ответы на топ-20 вопросов в вашей индустрии (их легко нагуглить) по системе STAR и иметь по паре примеров для каждого вопроса. Я проходила собеседования в десятках компаний, включая Google, Uber и Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). Мне оплачивали командировку в Сан-Франциско на финальное собеседование в Google, но в итоге что-то не срослось.
Отношения с боссом, как и с остальными коллегами, часто зависят от двух вещей: вашей личной совместимости характеров и культуры компании. Многие фирмы нанимают работников кроме прочего еще и по принципу "подходит ли ваш характер (personality) культуре компании". Это может быть культура равенства и сотрудничества (Google), где ни у кого нет отдельного офиса, все сидят в одной большой комнате и вы можете подойти к боссу в любой момент, или это может быть культура "клиент превыше всего" (Amazon), где наличие в офисе кофеварки определяется тем, поможет ли это хоть как-то улучшить жизнь клиента.
В США очень редко напрямую выдают критику, предпочитая заворачивать ее в "комплимент-сэндвич": сначала скажут что-то хорошее, потом посоветуют немного улучшить что-то, а потом опять похвалят. Очень важно отнестись серьезно к той части работы, которую нужно "немного улучшить в будущем" — скорее всего, это завуалированное привычное русским послание "вот тут все очень плохо!".
В отличие от России, в США уместно написать малознакомому человеку и попросить его сделать рекомендацию в компанию, где он работает. Самое плохое, что случится, — он вам не ответит. Более того, в американских компаниях поощряется система рекомендаций — если кого-то наймут по вашей рекомендации, вы можете получить неплохой бонус.
Возможностей здесь много, но, по сравнению с моим предыдущим опытом работы в Китае и России, рынок труда в Америке кажется мне довольно нестабильным — одна из компаний, где я работала до Epam, внезапно закрылась. Но главный плюс все же в том, что здесь всегда можно найти место, которое станет не просто работой для денег, а площадкой для роста, развития и новых карьерных горизонтов.