Карта сообществ
В разных регионах России люди создают благотворительные фонды, приюты для бездомных, тестируют доступную среду в своем городе, создают некоммерческие образовательные проекты для детей.
«Русский репортер» вместе с Агентством социальной информации следит за жизнью прогрессивных сообществ и делится новостями некоммерческих организаций. В этом номере мы рассказываем о проектах, которые помогают людям с особенностями ментального развития устроиться на работу.
Фонд «Благо Дать»
В апреле в Мончегорске запланировано открытие мини-типографии, в которой будут трудоустроены люди с инвалидностью. Региональный благотворительный фонд «Благо Дать» в рамках проекта «Мой ориентир» организовал образовательные курсы полиграфической печати и 3D-моделирования. Сейчас в типографии устанавливается оборудование, и вскоре Юрий Маягин, сотрудник мурманской типографии, где уже работают люди с инвалидностью, встретится со своими подопечными и расскажет об их обязанностях. Часть техники в Мончегорск привезут из мурманской типографии, остальное оборудование закупят организаторы. В апреле к работе в мончегорской минитипографии приступят пять человек с инвалидностью.
Проект «Открытая среда»
В Краснодаре впервые удалось официально трудоустроить человека с особенностями ментального развития. Расстройство аутистического спектра не помешало Евгению освоить компьютер и английский язык. Эти навыки сыграли в резюме юноши ключевую роль: он получил должность архивариуса в продовольственной компании Cargill. Искать работу Евгению помогла директор проекта «Открытая среда» для людей с аутизмом Анна Сметана. Евгений получил предложение о работе после одной из конференций, посвященных людям с особенностями развития.
Фонд «Лучшие друзья»
«Нас часто спрашивают, зачем нашим ребятам работа и что это меняет. Ответ “все” не будет преувеличением». Сотрудники фонда «Лучшие друзья»
Благодаря программе трудоустройства фонда поддержки лиц с интеллектуальными нарушениями «Лучшие друзья» (Best Buddies Russia) у Наташи, подопечной фонда, появилась работа. Девушка заняла должность администратора детского парка «Кидзания»: она встречает и провожает гостей, следит за временем посещений и составом групп, просит посетителей рассказать о своих впечатлениях. Так как «Кидзания» — инклюзивный парк, проект уделяет много внимания своим стандартам работы: в компании проводят специальные тренинги по взаимодействию с особенными сотрудниками и особенными посетителями.
Инклюзивный проект Everland
18 000 — столько специалистов с инвалидностью каждый год выпускают российские вузы, но большая часть выпускников, увы, не соответствует требованиям рынка труда. Эти специалисты значительно слабее конкурентов без инвалидности. Московский социально-предпринимательский проект Everland — организация, в которой инвалидов не просто принимают на работу, но и обеспечивают полный цикл от стажировки до наработки портфолио и выхода на рынок труда. Everland не готовит специалистов для других компаний, а работает по модели замкнутого цикла: предоставляет услуги подготовленных в проекте специалистов и реальные контракты. Диапазон возможных профессий достаточно широк — от дизайнера до юриста.
Центр «Жизнь без слез»
В Махачкале открылось кафе «Время перемен». Это первое в России заведение, в котором работают люди с ментальной инвалидностью. Айшат Гамзаева, руководитель центра «Жизнь без слез», рассказала «РР», почему сотрудник с инвалидностью может работать на кухне лучше здорового человека и как обслуживать посетителей без слов
Айшат Гамзаева: «У людей с аутизмом свое целеустремление»
Вы открыли первое в России кафе, в котором работают люди с ментальными особенностями. На чей опыт ориентировались?
Я работаю в образовательном центре «Жизнь без слез» для детей с инвалидностью. В 2015 году я начала задумываться, что мне делать с ребятами, которым исполнилось 18 лет. Тогда мы создали отделение сопровождаемой трудовой занятости и стали учить ребят готовить, ходить в магазин, убираться. Потом мы съездили в Германию, в город Ольденбург, чтобы познакомиться со сложившейся там системой воспитания людей с ментальными особенностями развития. В кафе при училище работали молодые люди с инвалидностью. Я и подумала: почему нельзя сделать такое кафе у нас? Только общедоступное.
Как вы получили помещение?
Мы выиграли конкурс президентских грантов, получили около 2 120 000 рублей. Мы посчитали, что нужны помещение площадью 50–60 квадратных метров в центре города, оборудование, пять-шесть столиков… А потом провели опрос среди инвалидов, и ответы шокировали нас. Оказалось, что пространства таких размеров им будет недостаточно. Проходы в самом кафе должны быть широкими, приспособленный санузел, еще просили сделать низкую барную стойку.
В итоге мы взяли 200 квадратов, и на это ушло в четыре раза больше денег. В основном это пожертвования людей и помощь фонда «Территория добра». К концу ноября мы завершили проект. Сразу открыть кафе мы не смогли, потому что улица была не заасфальтирована — людям на колясках трудно подъехать. Пришлось ждать тепла, чтобы привести улицу в порядок.
Как вы готовили людей с инвалидностью к работе?
В центре мы учили их готовить, чистить, резать, месить и катать тесто. У кого-то получалось лучше мыть посуду или убирать — так и разделили обязанности. Мы знали, что с коммуникацией проблем не возникнет: среди наших детей нет угрюмых и забитых. Они давно социализированы и очень нуждаются в общении.
Сколько сотрудников в кафе?
Мы создали 15 рабочих мест, но для людей с особенностями развития сложно выдержать график с 9 до 21 часа. Кто-то работает каждые два дня, кто-то через день. Даже если человек не способен говорить, он все равно сможет стать официантом в кафе. Мы сделали карточки — листы заказа, в которых напротив блюд ставятся галочки. На кассе эти же блюда указаны: просто надо нажать на сенсор, и заказ отправится на кухню.
У вас есть сотрудники без инвалидности?
Да, два повара. Чтобы приготовить и подать блюдо правильно, все-таки требуются профессиональные навыки. Остальные сотрудники — с ДЦП, умственной отсталостью, шизофренией, РАС. Но мы наблюдаем за ними давно, никто из них не проявляет агрессии.
При этом им все равно было бы сложно найти работу?
Трудности возникают и у здоровых людей. А у ребят есть желание работать. Мы уговариваем девочку, которая моет у нас посуду, не работать всю смену: она худенькая, у нее ноги и руки трясутся. Но она настойчиво убирает, и повар удивляется, насколько чисто она моет — лучше, чем люди, с которыми он работал в ресторанах… Они же хотят быть как мы с вами.
Как давно вы занимаетесь помощью детям с инвалидностью?
С 2001 года. По профессии я экономист, а не педагог, но у меня ребенок с аутизмом. К тому моменту, когда открывался наш центр, мой сын был достаточно социализирован. Он стал помощником воспитателя, но работал без зарплаты. И когда другие воспитатели получали деньги, он печально на них смотрел, — тогда мы и оформили его. Сколько у него радости было! Как же я не догадалась сразу дать ему эту зарплату, даже из своих денег? Потом он окончил университет, сейчас работает педагогом в классе. Конечно, он там сильно устает, но у людей с аутизмом свое целеустремление. Они оперируют другими понятиями. Может быть, эти понятия правильнее, чем наши.
Анна Рыжкова
Фотографии: pixabay.com; из личного архива Айшат Гамзаевой
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl