Искусство найти искусство
Стрит-арт — это не измазюканные стены, а искусство постиндустриальной эпохи: индивидуалистичное, переменчивое и слабо подходящее для вложения капитала
Пора делать coming out, признаваться в постыдном (но таких, как я, много!): мне скучны галереи современного искусства. На здания смотреть порой интересно — как на музей Гуггенхайма в Бильбао работы Гери. Внутри же — привычная тоска. Непременно будет работа из цикла «покрупнее фигулина, выпирающая из мильона фигулинок», работа «пятьдесят оттенков такого же», а также «борьба углов с овалами», «бытовой объект» (утюг, магнитофон, плита: после писсуара Дюшана в ход идёт всё). Плюс кураторские разъяснения, над которыми давно потешался хранитель итальянской гравюры Эрмитажа Аркадий Ипполитов в эссе «Свалочка»: «О, Дюшан! О, венский акционизм! О, величие модернизма! О, дискурс, парадигма, имплицитность, фаллодизайн, репрезентация и амбивалентность модернизма-как-нелинейного-нерационального-смысла! О, эти слова, слова страстные!»
Но причина моей тоски не в том, что таланты измельчали, а за невнятными словесами кураторов я слышу лишь чёткую молитву о росте эстимейтов. А в том, что традиционные искусства индустриальной эпохи умерли. Голый король лежит в морге. Умерла как жанр скульптура — любой городской памятник сегодня выглядит анекдотом, что девушка с веслом, что дедушка с крестом. На смену им пришёл арт-объект. Умерла живопись, и гальванизировать её можно, лишь представляя мысленно, для какого интерьера годится картинка: ну, вот эта — для хипстерской бургерной, эта — для администрации Кропоткинского района… На смену живописи пришёл дизайн.
Можно объяснять смерть классического искусства по Марксу, можно строчкой Окуджавы «у каждой эпохи свои подрастают леса». Но факт: формы искусства, взятые у прошлого, больше не потрясают, не вызывают катарсиса. На сегодняшних вернисажах нет скандалов, как на «Салоне отверженных». На оперных премьерах критики не вырывают друг другу волосы, как на «Параде» Сати. И если за Рембрандта всё ещё платят миллионы, то потому, что его картина — это такая акция АО «Всё в прошлом», и эмиссия завершена. Искусство нового времени созвучно постиндустриальной эпохе, когда любой информационный обмен идёт без разрешений и согласований — напрямую, по uber-системе. И если так