О преодолении кризиса и проблеме режиссерских лабораторий

СНОБКультура

Режиссер Егор Перегудов: Театр проходит циклы своего развития и умирает

Егор Перегудов отметил год на посту художественного руководителя Театра Маяковского. В честь этого события и 40-летнего юбилея, который театральный режиссер справляет 1 июня, Максим Андриянов поговорил с ним о преодолении кризиса, проблеме режиссерских лабораторий и «прикуривании от момента»

Беседовал Максим Андриянов

1-i-ss.jpg
Егор Перегудов. Фото: пресс-служба театра Маяковского

Сейчас Егор Перегудов живет между двумя датами, которые хочешь не хочешь давят своей значительностью. 13 мая — год, как его назначили художественным руководителем Театра Маяковского, а 1 июня ему исполнится 40 лет. Если бы мы встретились весной 2022-го, то говорили бы совсем на другие темы. Передо мной сидел бы главный режиссер РАМТа, правая рука легендарного Алексея Владимировича Бородина. На тот момент бы Егор только-только выпустил в МХТ им. А. П. Чехова «Сирано» Ростана и затевал «Опасные связи» де Лакло в «Мастерской Петра Фоменко». Юрий Бутусов готов был заказать ему перевод Брехта для своей новой постановки в Театре Наций, ведь до ГИТИСА Перегудов закончил иняз и успешно работал по первой профессии. «Барабаны в ночи» и «Доброго человека из Сезуана», кстати, в Театре Пушкина играют именно в его переводе. Мы бы затронули вопрос преподавательской деятельности Егора в гитисовской мастерской Сергея Женовача. Но сейчас вся жизнь Перегудова сосредоточена в Театре Маяковского. В первой половине сезона он поставил спектакль «Истории», которым прославленный коллектив отметил свое столетие, а во второй — «Любовь по Маркесу» с Игорем Костолевским и Ольгой Прокофьевой в главных ролях.

Мы встречаемся с Егором в его кабинете, и я сразу замечаю, что он совсем не тот, в котором сидел предыдущий худрук — Миндаугас Карбаускис. «Да, при Миндаугасе здесь сидел директор, — подтверждает Перегудов. — Видимо, заступая на должность после Арцибашева, при котором тут была специфическая атмосфера, он захотел другой кабинет. А вообще исторически худруки сидели именно здесь». В РАМТе Егор сидел в кабинете, который, по всей видимости, фигурирует в воспоминаниях Анатолия Эфроса. Ведь именно в Центральном детском театре состоялся его московский дебют. Черпал ли Перегудов из этого энергию? Да, он и не скрывает, говорит, что «прикуривает» от исторических артефактов. «Вот это стол Мейерхольда, — проводит он экскурсию по своим владениям в Маяковке. — Это мебель XIX века, ее спасла Светлана Владимировна Немоляева, которая обожает антиквариат. Весь этот гарнитур стоял у нее в гримерке, а потом Гончаров взял его к себе в кабинет». Несмотря на то что у Перегудова совсем не тот характер, что у Гончарова, который был практически шварцевским королем — «тиран, деспот, коварен, капризен, злопамятен», — свою работу в театре Егор старается рифмовать именно с золотой эпохой Андрея Александровича. «Бессмысленно соизмерять масштабы личностей, но тот театр, каким его представлял себе Гончаров, мне очень близок». Что ж, хорошая отправная точка для разговора. 

Егор, вот уже год, как вы художественный руководитель Театра Маяковского. Это достаточное время, чтобы освоиться в театре?

Достаточное, чтобы присмотреться, но, на самом деле, сейчас для меня все только начинается. Программа составлена, первые шаги сделаны и теперь самое интересное — последствия этих шагов. Ведь раньше я как работал — делал спектакль и уходил, а театр получал все плюсы и минусы моей постановки. Но меня они уже не касались. 

2_nw43zmj.jpg
Егор Перегудов. Фото: пресс-служба театра Маяковского

Да, этот феномен называется режиссер-кукушка. Вы подбрасывали свои спектакли в чужие гнезда.

Да, и после премьеры у меня начиналась «послеродовая» депрессия. А когда ты худрук, то какая депрессия! На сегодняшний день у меня миллион дел, которые были отложены из-за постановки собственного спектакля. 

Я пришел в Маяковку в мае прошлого года, и практически никаких планов на сезон у театра не было. С одной стороны, это удобно, а с другой — у меня не оказалось времени на раскачку. Для примера: когда Константин Хабенский пришел в МХТ им. А. П. Чехова, практически весь сезон был уже сверстан Сергеем Женовачом. И пока выпускались запланированные премьеры, Хабенский мог спокойно аккумулировать творческие идеи, ресурсы, договариваться с режиссерами и так далее. В моем случае в театре было два штатных режиссера, у которых были идеи собственных постановок, и юбилей в октябре, для которого никакой идеи не было.

Тут вам «повезло» — достался театр со столетней историей. Но времена меняются кардинальным образом, способ разговора со зрителями — тоже, и уже невозможно делать такой театр, как пять лет назад. Каким же тогда должен быть современный театр? 

Живой, наверное.

Так он все сто лет был живой.

Нет, я о другом говорю: театр проходит циклы своего развития и умирает. Умирает эстетика, способ разговора со зрителем, способ актерского существования. Даже довольно молодые театры, которыми мы восхищались 15 или даже 10 лет назад, сейчас находятся в кризисных ситуациях. Этот кризис для них первый, и они еще не знают, как его преодолеть. Театру со столетней историей как раз проще, потому что он уже пережил многое. Как Маяковка — и Охлопкова, когда сюда невозможно было попасть, реально конная милиция стояла и не пускала людей, и Гончарова, который собрал уникальную медийную труппу, и Арцибашева с его коммерционализированным театром, и Карбаускиса с совершенно противоположной эстетикой. Поэтому, придя сюда, я предложил открыть окна и впустить молодую энергию. Пускай не такого интеллектуального театра, не такого философского, не такого скупого по средствам выразительности. И самый интересный результат первого моего сезона, как мне кажется, оказался у лаборатории игрового театра, где четыре молодых режиссера три месяца репетировали эскизы по Шекспиру и Мольеру. В итоге были замечательные показы, и я увидел труппу, которая очень-очень открыта к игровой стихии, к яркости, соскучившуюся по сочинению персонажей. Не то чтобы я сам занимаюсь таким театром, но путь будет выбран этот, потому что сейчас нужно всех взбодрить. Мне кажется, что большой театр с тремя сценами и труппой в 90 человек не должен быть монополией одного режиссерского стиля. Вот вы говорите, что театр всегда живой. Нет, на самом деле это редкие вспышки. Возникла Студия театрального искусства — туда потекли люди, возник «Гоголь-центр» — вокруг него образовалось комьюнити. Какое место сейчас станет новой точкой притяжения? Мне хочется, чтобы Театр Маяковского. Я все для этого делаю, а будет это так или нет, посмотрим.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Марк Принс «Латинист». Фрагмент из романа Марк Принс «Латинист». Фрагмент из романа

Отрывок из переосмысления мифа о Дафне и Аполлоне от Марка Принса

СНОБ
А вы знаете, как правильно завести машину с механикой и автоматом? А вы знаете, как правильно завести машину с механикой и автоматом?

Нюансы при запуске двигателя автомобиля

РБК
Каким получился онлайн-спектакль Цыганова «Мрамор» по пьесе Бродского Каким получился онлайн-спектакль Цыганова «Мрамор» по пьесе Бродского

О спектакле, поставленном в квартире Бродского и сыгранном в день его памяти

РБК
Хулоки Скайуокера проснулись пораньше ради фруктов на завтрак Хулоки Скайуокера проснулись пораньше ради фруктов на завтрак

Хулоки Скайуокера способны планировать свое будущее

N+1
Потрясно: что такое турбулентность и почему ее не надо бояться Потрясно: что такое турбулентность и почему ее не надо бояться

Рассказываем, что такое турбулентность и почему ее совершенно не стоит бояться

ТехИнсайдер
7 изматывающих и бессмысленных привычек, которые есть почти у каждого 7 изматывающих и бессмысленных привычек, которые есть почти у каждого

Семь вредных привычек, которые могут высасывать из вас энергию

Maxim
Томмазо Спадолини Томмазо Спадолини

Видение мира, в котором мы живем, отражается на наших проектах

Y Magazine
2 книги, которые мы читаем на этой неделе: увлекательный нон-фикшен-роман о научных открытиях и детектив из Индии XX века 2 книги, которые мы читаем на этой неделе: увлекательный нон-фикшен-роман о научных открытиях и детектив из Индии XX века

2 книги: для вдумчивого чтения и чтобы отвлечься в разных литературных мирах

Правила жизни
Пластический хирург — о поиске «своего» врача и пациентах-мужчинах Пластический хирург — о поиске «своего» врача и пациентах-мужчинах

Поговорили с Юрием Мирзабекяном о мифах вокруг пластической хирургии

РБК
Хорошая мать = счастливая мать: как ею стать? Хорошая мать = счастливая мать: как ею стать?

Отрывок из книги «Путь материнства. Рождение силы»

Psychologies
«Плейлист волонтера»: почему это один из лучших сериалов о поиске пропавших без вести «Плейлист волонтера»: почему это один из лучших сериалов о поиске пропавших без вести

Зачем смотреть сериал и почему это одна из лучших историй про розыск людей

Forbes
Неандертальцы изготовили березовый деготь по сложной технологии Неандертальцы изготовили березовый деготь по сложной технологии

Ученые исследовали березовый деготь, найденный в местонахождении Кёнихьзауэ

N+1
Ни в коем случае не выбрасывайте их! 5 гениальных идей, как использовать ключи-кольца от жестяных банок в быту Ни в коем случае не выбрасывайте их! 5 гениальных идей, как использовать ключи-кольца от жестяных банок в быту

«Ушки» банок действительно могут пригодиться в быту — ловите 5 идей!

ТехИнсайдер
Selfmade Selfmade

«Тот факт, что я вечный студент на экране, меня ни капли не задевает»

OK!
Изменить жизнь, отказавшись от сахара Изменить жизнь, отказавшись от сахара

К чему может привести отказ от сахара? Рассказывают наши героини

Здоровье
Как помочь людям с аутизмом в период стресса и изменений Как помочь людям с аутизмом в период стресса и изменений

Как помочь людям с РАС в непростое время перемен

Psychologies
Как добиться эффекта Как добиться эффекта

Звездные бьюти-волшебники поделились своими профессиональными секретами

VOICE
В прокат выходит «Непосредственно Каха. Другой фильм» В прокат выходит «Непосредственно Каха. Другой фильм»

MAXIM посмотрел черную комедию одним из первых

Maxim
7 признаков избегающего стиля привязанности 7 признаков избегающего стиля привязанности

Психологи называют семь признаков избегающего стиля привязанности

Psychologies
Эолова яхта Эолова яхта

Этот дизайн-­проект яхты длиной 131 м создан в рамках инициативы Oceanco NXT

Y Magazine
Генетики проанализировали ДНК 240 видов млекопитающих и нашли их исключительные черты Генетики проанализировали ДНК 240 видов млекопитающих и нашли их исключительные черты

Чем все млекопитающие похожи друг на друга?

ТехИнсайдер
Ольга Посух Ольга Посух

Ольга Посух мастерски совмещает юмор и науку

Правила жизни
Я у Папы — модельер: как итальянский органист начал одевать понтификов и представителей католического духовенства Я у Папы — модельер: как итальянский органист начал одевать понтификов и представителей католического духовенства

Восхищение убранством церкви определило жизненный путь Филиппо Сорчинелли

Вокруг света
Кому подойдет диалектическая поведенческая терапия (ДПТ) Кому подойдет диалектическая поведенческая терапия (ДПТ)

ДПТ была разработана в конце 1980-х годов американским психологом Маршей Линехан

Psychologies
«Уважаемый(ая) клиент(ка)»: зачем компаниям гендерно-нейтральный язык «Уважаемый(ая) клиент(ка)»: зачем компаниям гендерно-нейтральный язык

Как написать текст, трактующийся нормально по отношению к людям любого гендера?

Forbes
Что надеть, чтобы стать счастливее: объясняет психолог Что надеть, чтобы стать счастливее: объясняет психолог

Какая одежда способна сделать нас по-настоящему счастливыми?

Psychologies
Хоопонопоно: как работает гавайский метод принятия и прощения — меняя мир, начните с себя Хоопонопоно: как работает гавайский метод принятия и прощения — меняя мир, начните с себя

Каждый из нас — часть большого мира, а большой мир живет в каждом из нас

Psychologies
Насколько проработаны ваши травмы? Насколько проработаны ваши травмы?

Мы предлагаем проверить, насколько вы проработали свои травмы

Psychologies
Роман Мурадов Роман Мурадов

Роман Мурадов сочетает оригинальную рисовку с литературностью

Правила жизни
Эспрессо на мелком помоле оказался невкусным из-за положительной обратной связи Эспрессо на мелком помоле оказался невкусным из-за положительной обратной связи

Почему при слишком мелком помоле эспрессо получается невкусным?

N+1
Открыть в приложении