Настоящие тайны крестоносцев
Как тамплиеры стали финансистами, опередившими свое время
Тамплиеры не правят миром. Тамплиеры не охраняют ни ковчег Завета, ни святой Грааль. Тамплиеры не хранят тайну потомков Иисуса Христа и Марии Магдалины. Тамплиеры не сражались с ассасинами. Кроме бестселлера Дэна Брауна «Код да Винчи», компьютерной игры Assasin’s Creed и теорий заговора есть еще и настоящая история средневекового монашеского ордена тамплиеров. Это история превращения небольшой охранной организации в транснациональную финансовую компанию, которая осуществляла самые передовые для своего времени денежные операции.
Рождение корпорации
После Первого крестового похода и захвата Иерусалима крестоносцами в 1099 году у европейских христиан появилась возможность посетить Святую землю, побывать там, где, согласно их вере, родился, жил, проповедовал, был распят и воскрес Иисус.
Путь из Европы в Иерусалим был долог (как минимум два месяца) и опасен. Пилигримы были привлекательной добычей для разбойников — многие из них были безоружны и все должны были иметь при себе запас денег на длительный период времени.
Предположительно, в 1120 году группа рыцарей, объединенных родственными связями, во главе с Гуго де Пейном получила от короля Иерусалима Балдуина II и патриарха Иерусалимского Вармунда разрешение на создание монашеского ордена, члены которого должны были охранять пилигримов от разбойников на дорогах. Гуго де Пейн стал первым великим магистром. Тамплиерам было назначено содержание из средств короля и патриарха, его размер остался тайной. Под штаб-квартиру ордена была отдана земля на Храмовой горе и стоящая на ней мечеть Аль-Акса. Крестоносцы называли мечеть так, как назывался ранее стоявший на этом месте Иерусалимский храм. Отсюда пошло и название нового ордена — Орден бедных рыцарей Иерусалимского храма. А его члены стали известны как рыцари храма, храмовники, тамплиеры (на латыни слово «храм» в родительном падеже — templi).
Орден быстро рос, получая щедрые пожертвования от европейских монархов, крупных феодалов и даже от простолюдинов — земли, замки, деньги. Первым известным жертвователем был Гийом Марсельский, завещавший ордену треть церкви в Марселе и всего своего имущества. Фулк, граф Анжуйский, ежегодно платил ордену 30 ливров. Королева Англии Матильда (Мод) в 1136 году передала ордену дом в Крессинге (графство Эссекс), а на следующий год пожертвовала церковь и поместье там же, в Крессинге. Площадь поместья составляла 1287 акров (521 га). На этой территории располагались господское здание, амбары, склады, сады, две мельницы, голубятня, пекарня, пивоварня, молочная ферма и кузница.
Подобных подношений было множество. «В большей части Западной Европы на землях, принадлежавших тамплиерам, процветало земледелие и животноводство. Присоединившиеся к ордену миряне, то есть братья, несущие службу, но не ставшие монахами, выполняли большую часть сельскохозяйственных работ. Кроме них в ордене были наемные работники, а в Испании — даже мусульманские рабы»,— пишет Ньюман Шаран в книге «Подлинная история тамплиеров». Орден также сдавал земельные наделы в аренду, организовывал торговые ярмарки, разводил лошадей для рыцарей и доставлял их в Святую землю.
Король Португалии Альфонсу I пообещал ордену одну треть территории в регионе Алентежу, которую тамплиеры смогут отвоевать у мавров.
Король Арагона Альфонсо I Воитель в 1122 году подарил ордену замок Гранена. Альфонсо I скончался в 1134 году, завещав тамплиерам треть своего королевства. Местная аристократия долго оспаривала завещание. В 1143 году тамплиеры отказались от наследства, получив в качестве компенсации замки Монсон, Барбера, Чаламера, Бельчита и Ремолинс, ежегодную выплату от городов Сарагоса и Уэска, освобождение от части налогов, а также обещание получить пятую часть земель, которые отвоюет у мавров граф Барселоны Рамон Беренгер IV.
Некоторое представление о масштабах орденских владений в период его расцвета дает следующий факт. Замки, крепости, монастыри, церкви, дома, которые когда-то принадлежали тамплиерам и дошли до нашего времени, можно найти на территории современных Бельгии, Великобритании, Германии, Израиля, Ирландии, Испании, Италии, Кипра, Ливана, Польши, Португалии, Сирии, Словении, Франции, Хорватии и Чехии.
В 1139 году папа римский Иннокентий II издал буллу, предоставлявшую ордену тамплиеров особые права. Тамплиеры были освобождены от уплаты налогов, им разрешалось строить собственные молитвенные здания, орден был подчинен непосредственно папе.
Первая система денежных переводов
Тамплиеры не только обеспечивали безопасность пилигримов, отправлявшихся в Святую землю, предоставляя охрану. У британских паломников (а позднее не только у них) была дополнительная возможность сберечь свои деньги.
В связи с быстрым ростом английской ветви ордена тамплиеров в 1160-е годы был куплен участок земли в Лондоне, которому дали название Novum Templum (Новый Храм, Новый Темпл, Темпл). Там возник большой монастырский комплекс, в состав которого входили жилые помещения, площади для тренировок в ратном деле и для отдыха. Центром Нового Темпла стала построенная в 1185 году по образцу церкви Гроба Господня в Иерусалиме церковь Темпл (Temple Church). Церковь пережила великий лондонский пожар 1666 года, гитлеровскую бомбардировку в 1941 году, дошла до нашего времени и получила всемирную известность благодаря книге Дэна Брауна «Код да Винчи».
Англичанин, живший в XIII веке и желавший совершить паломничество, мог отнести деньги в церковь Темпл. Ему выдавалась расписка, по которой он мог получить такую же сумму у тамплиеров в Святой земле. Достоверно неизвестно, но, возможно, кроме суммы в расписке каким-то образом передавалась информация о личности получателя — с помощью секретного слова или знака. (Колумнист газеты Financial Times Тим Харфорд в статье для BBC назвал этот сервис «Western Union крестоносцев»).
Банковские ячейки
Монастыри и церкви в Средние века считались самым надежным местом для хранения ценностей — золота, серебра, драгоценных камней. Ограбление святого места считалось святотатством. К тому же в случае с тамплиерами дополнительной гарантией безопасности был тот факт, что члены ордена хорошо владели оружием.
Аристократы и монархи помещали на хранение сундуки со своими ценностями в лондонскую церковь Темпл, в построенную в 1222 году крепость Тампль в Париже, в другие храмы, замки, дома, принадлежащие ордену. Можно считать, что эти сундуки были предшественниками банковских сейфов и ячеек.
Условия хранения были следующими. Тамплиеры не проводили никаких операций с размещенными у них средствами, не инвестировали их, а просто хранили и охраняли. Забрать ценности из сундука мог лишь тот, кто их туда поместил, или тот, кто имеет разрешение владельца. Во всяком случае, так считалось. В реальности из этого правила были исключения.
В статье Элеоноры Феррис «Финансовые отношения рыцарей-тамплиеров и английской короны», опубликованной в октябрьском номере журнала The American Historical Review за 1902 год, приводятся имена тех, кто хранил свои средства в церкви Темпл и лишился их. «Эти неудачливые вкладчики, несомненно, представляют лишь малую часть от многих, чьи сокровища, надежно охраняемые и оставшиеся нетронутыми, не были записаны в анналы той эпохи»,— пишет Феррис.
Сэр Фолкс (Фалькес) де Броте служил двум английским королям — Иоанну Безземельному, затем Генриху III. Но в 1223 году он вместе с графом Омальским, графом Честером и графом Глостером принял участие в неудачном мятеже против короля. В 1224 году сэр Фолкс де Броте сдался. Он сумел выпросить королевское помилование, передав королю все свои владения и отправившись в добровольное изгнание. В 1226 году он умер в Риме, вероятно, отравившись рыбой. Сэр де Броте хранил в церкви Темпл 40 тыс. марок, которые после его смерти были конфискованы в пользу английских и французских тамплиеров. Принято считать, что название лондонского района Воксхолл произошло от имени сэра де Броте, так как в этом районе находилось поместье его жены. Название Фолкс-холл со временем превратилось в Фоксхолл, потом в Воксхолл. Возможно, от названия Воксхолл происходит русское слово «вокзал» (первоначально писалось как «воксал» и означало парк развлечений).