Почему любая покупка вредит природе

РБКОбщество

Том Сзаки: «Хороших покупок не бывает»

Том Сзаки, основатель и генеральный директор известной компании по переработке отходов TerraCycle, поделился с РБК мыслями о том, почему любая покупка вредит природе, как превратить пустую бутылку в финансовый актив и до каких пор борьба за экологию будет привилегией богатых

Подготовил Илья Носырев

«Переработка мусора сейчас в упадке»

Самый большой вызов — макроэкономическая ситуация. Есть три важных момента. Первый: цены на нефть низкие и будут продолжать снижаться, а это значит, что производство нового пластика будет дешевым и переработанный пластик не сможет с ним конкурировать. Второй: страны, которые раньше импортировали мусор, — Китай, Индия, Таиланд — из-за пандемии перестали это делать. Третье: сама упаковка товаров сейчас делается все более сложной — она состоит из нескольких кусков разного пластика и вставок из других материалов, и ее становится труднее перерабатывать.

«Перчатки и маски — только верхушка айсберга»

Потребление одноразовых товаров во время пандемии выросло примерно на 30%. Перчатки и маски — только верхушка айсберга. Куда серьезнее другое. За эти месяцы сильно выросла индустрия доставки, а ведь еду доставляют именно в одноразовой пластиковой упаковке. Вилки, ножи и тарелки можно перерабатывать, но сейчас люди их просто выбрасывают, не особо заботясь о раздельном сборе. И, что еще хуже, система сбора мусора, которая могла бы справиться с этой проблемой, во многих странах фактически поставлена на паузу, потому что работники опасаются возиться со вторсырьем.

«Мы сократили выбросы в атмосферу»

Но есть и хорошая новость: впервые за сто лет нам удалось снизить потребление продуктов нефтепереработки. В итоге мы сократили выбросы в атмосферу, животные стали возвращаться в места, где ранее обитали. Это происходило на протяжении нескольких месяцев по всему миру — от России до Австралии. Это показало, что, если есть необходимость, человечество может целенаправленно ограничить себя. В ближайшем будущем это придаст мощный импульс борьбе за экологию, в том числе на уровне законодательства.

«Упаковка из мусора превратится в актив»

Экологических проблем столько, что для них нет какого-то одного решения. Лично я фанат идеи многократного использования упаковки. Вам не нужен стаканчик от кофе, когда вы выпили кофе, или флакон от шампуня, когда он опустел. Но эти вещи продолжают вам принадлежать, и это очень странно. Если мы будем использовать их многократно, то такая упаковка из мусора превратится в актив. Например, вы можете использовать ее снова и снова сами или же сдавать, получая обратно депозит — сумму, которую стоит стаканчик или флакон без их содержимого. По сути, это новое отношение к обладанию вещами.

«Переработка становится преимуществом в бизнесе»

Есть две причины, почему компании вдруг начинают интересоваться переработкой. Первая — защититься от рисков: есть всеобщая ненависть к пластику, страхи по поводу мусорного кризиса. Это, так сказать, кнут. Он не вдохновляет. А пряник — это когда компании начинают заниматься переработкой, чтобы обойти конкурентов, заставляя людей покупать именно их товары. P&G, которая запустила шампунь в упаковке, сделанной из океанского пластика, тут хороший пример. Человек не купит себе больше упаковок шампуня, чем ему нужно, но он купит шампунь именно этой компании, узнав, что флакон сделан из переработанного пластика. Так переработка становится преимуществом в бизнесе.

«Любая покупка ведет к разрушению планеты»

Какие бы проблемы нас ни страшили — истребление животных, лесов, климатические изменения или мусор, — они все связаны с потреблением. Я сам потребитель, мне нравится покупать. Когда мы становимся богаче, мы начинаем покупать много и бездумно. Это животный инстинкт. Нам нравится покупать вещи. Если вы положите перед мышкой огромный кусок сахара, она съест его весь. У нас так же. Мы должны знать об этой своей черте, иначе мы будем покупать, покупать и покупать всякий хлам. Нам нужно работать над собой, чтобы находить счастье в чем-то другом… Всякий раз, покупая вещи, мы вносим вклад в разрушение планеты. Даже если ты покупаешь органические продукты, товары многоразового использования и т.д., любая покупка все равно ведет к разрушению планеты. Хороших покупок не бывает.

«Заветная мечта — взлет цен на нефть»

Переработка — это добыча ценности из мусора. Надо исходить из запроса самих компаний: нуждаются ли они в пластиковом вторсырье? Готовы ли покупатели тратить деньги, приобретая товары из переработанного пластика? Другой фактор — цены на нефть. Моя заветная мечта — чтобы цены на нефть взлетели. Чем выше цены на нефть, тем больше покупателей готовы покупать такую упаковку.

«На очистку океана понадобятся столетия»

Давайте честно — все решения, которые предлагают ведущие борцы с загрязнением океана, работают так: за год вы вытаскиваете из воды столько мусора, сколько туда бросают всего за час. Очистка океана — это титаническая задача, тут нужны проекты не на миллиарды, а на триллионы долларов. Еще одна серьезная проблема — океан никому не принадлежит. А если что-то никому не принадлежит, мы будем туда гадить и гадить. Нужно четко понимать, что на очистку океана понадобятся столетия. Дети наших детей будут вынуждены это разгребать. И это одна из причин, почему мы должны перейти к многократному использованию упаковки.

«Экология — слишком сложная тема»

Вот фраза, которую могла бы говорить Грета [Тунберг]: «Я не ученый, я просто сторонник борьбы за планету, обращайтесь к ученым». В наши дни экология стала модной темой, и политики по всему миру предлагают какие-то безумные решения. Вот почему наука и доказательность должны стать тем, к чему нужно прислушиваться. Когда у меня проблемы с сердцем, я иду к кардиологу, а не к любителю. Роль знаменитостей с «большим микрофоном» — разбудить людей. Но они должны призывать именно учиться: читайте книги, слушайте ученых. Экология — слишком сложная тема. В ней нет черного и белого. Разве что принцип «не покупайте вещи». Мы должны с большой осторожностью идти за людьми, чьи имена мелькают в заголовках газет.

«Борьба за природу — это привилегия богатых»

Вы никогда не задумаетесь о переработке, если в вашей стране небезопасно, люди необразованны, а на дорогах нет асфальта. Если вы собираетесь этим заниматься в странах третьего мира, значит, вы приехали из первого мира. На развивающихся рынках мы должны сперва добиться стабильности, улучшения положения людей, а затем у нас будет возможность подумать об экологии.

Фото: Naja Bertolt / Unsplash. Полностью интервью читайте на сайте РБК

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Заклятие «Массандры» Заклятие «Массандры»

Хозяйству на Южном берегу Крыма нужна новая идеология развития

Forbes
Как карантин и изоляция породили новые формы жизни Как карантин и изоляция породили новые формы жизни

Туризм, трибуны болельщиков, клубы и музеи во время изоляции

Weekend
Нейросеть GPT-3: «Роботы никогда не заменят потребность в людях» Нейросеть GPT-3: «Роботы никогда не заменят потребность в людях»

Собеседник РБК — третье поколение алгоритма по обработке естественного языка

РБК
«Не будь манной кашей!». Работники Пушкинского музея — об Ирине Антоновой «Не будь манной кашей!». Работники Пушкинского музея — об Ирине Антоновой

Коллеги Ирины Антоновой — о первых встречах, общей работе и заветах

РБК
Геннадий Сахаров: «Цифровизация как фундамент стройкомплекса» Геннадий Сахаров: «Цифровизация как фундамент стройкомплекса»

Какие компетенции сегодня нужны строителям и где их взять

РБК
Гипноз: как это работает и почему не стоит бояться? Гипноз: как это работает и почему не стоит бояться?

Сейчас ты узнаешь, что такое гипноз с научной точки зрения

Cosmopolitan
«Проблема в мозгах и некоторых установках, которые нужно менять» «Проблема в мозгах и некоторых установках, которые нужно менять»

Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов о цифровизации образования и вузах будущего

Forbes
Почему немецкие летчики сбивали так много вражеских самолетов Почему немецкие летчики сбивали так много вражеских самолетов

Что не так с официальной статистикой люфтваффе времен Второй мировой?

Maxim
Главное — участие Главное — участие

Как домохозяйке основать международную бизнес-империю?

Forbes
15 кухонных гаджетов, которые мы используем неправильно 15 кухонных гаджетов, которые мы используем неправильно

Этими вещами мы пользуемся неправильно, даже не подозревая об этом

Популярная механика
Неизбежный крах Неизбежный крах

Почему автопром не переживет массового распространения электромобилей

Forbes
Все те же лица. Тест-драйв Kia Sorento и Skoda Kodiaq Все те же лица. Тест-драйв Kia Sorento и Skoda Kodiaq

Это не просто очередной сравнительный тест-драйв, а битва философий

РБК
Кабинет для фрилансера Кабинет для фрилансера

Юрист из Харькова зарабатывает на автоматизации работы с внештатниками

Forbes
Как это по-английски! Как это по-английски!

Бренду Paul Smith исполнилось 50 лет. Пол Смит – об индустрии марки

Grazia
Путешествуем дома Путешествуем дома

Как государства сопротивляются краху туристической отрасли

Forbes
Истории в деталях Истории в деталях

Михаил Зыгарь – о новой книге «Все свободны» про президентские выборы 1996 года

Grazia
Рейтинг брендов Рейтинг брендов

Новые марки, которые стали заметны на рынке за год

Forbes
5 бизнес-инструментов для личной жизни и карьеры 5 бизнес-инструментов для личной жизни и карьеры

Иногда решить личную проблему можно с помощью опыта предпринимателей

Psychologies
Дресс-код доступа Дресс-код доступа

Как теперь понять, по какой «одежке» встречают в приличном обществе

Forbes
Преобразователи материи Преобразователи материи

Елена Стафьева о проекте Meet our Artisans

Weekend
Северная доставка Северная доставка

Как компания из Архангельска стала крупнейшим игроком на рынке фудтеха

Forbes
Пластический хирург — о том, как выглядеть естественно после операций Пластический хирург — о том, как выглядеть естественно после операций

Пластический хирург Галия Моллаева — о трендах в хирургии и пластике лица

РБК
Большой развод Большой развод

Почему адвокат Александр Добровинский неизменно появляется на публике в бабочке

Forbes
Разбор Fakecheck: влияет ли «Плюс» на цены в такси «Яндекса» и откуда берётся кэшбек Разбор Fakecheck: влияет ли «Плюс» на цены в такси «Яндекса» и откуда берётся кэшбек

Как работает Яндекс.Плюс относительно такси, разбираются журналисты

VC.RU
Искаженные инвестиции Искаженные инвестиции

Какие активы принесли инвесторам тысячи и миллионы процентов и что это означает

Forbes
Исследование: российский венчурный рынок вырос почти вдвое в 2020 году — до 21,9 млрд рублей Исследование: российский венчурный рынок вырос почти вдвое в 2020 году — до 21,9 млрд рублей

По данным РВК и PwC за полгода, рынок сократился — всё дело в методе подсчёта

VC.RU
2003 год 2003 год

Арест Михаила Ходорковского, появление ГНК, триумф t.A.T.u. и Пол Маккартни

Esquire
Банка больше нет: как за год Сбербанк сменил имя, разошелся с «Яндексом» и не смог сойтись с Ozon Банка больше нет: как за год Сбербанк сменил имя, разошелся с «Яндексом» и не смог сойтись с Ozon

Как Сбербанк превратился в «Сбер»

Forbes
Владислав Листьев Владислав Листьев

Правила жизни телеведущего и журналиста Владислава Листьева

Esquire
«В 30 лет хочется жить, а не ждать IPO»: сооснователь Ozon не жалеет о выходе из бизнеса в 2003 году и верит в его успех «В 30 лет хочется жить, а не ждать IPO»: сооснователь Ozon не жалеет о выходе из бизнеса в 2003 году и верит в его успех

Интервью с Александром Егоровым, сооснователем интернет-магазина Ozon

VC.RU
Открыть в приложении