Почему любая покупка вредит природе

РБКОбщество

Том Сзаки: «Хороших покупок не бывает»

Том Сзаки, основатель и генеральный директор известной компании по переработке отходов TerraCycle, поделился с РБК мыслями о том, почему любая покупка вредит природе, как превратить пустую бутылку в финансовый актив и до каких пор борьба за экологию будет привилегией богатых

Подготовил Илья Носырев

«Переработка мусора сейчас в упадке»

Самый большой вызов — макроэкономическая ситуация. Есть три важных момента. Первый: цены на нефть низкие и будут продолжать снижаться, а это значит, что производство нового пластика будет дешевым и переработанный пластик не сможет с ним конкурировать. Второй: страны, которые раньше импортировали мусор, — Китай, Индия, Таиланд — из-за пандемии перестали это делать. Третье: сама упаковка товаров сейчас делается все более сложной — она состоит из нескольких кусков разного пластика и вставок из других материалов, и ее становится труднее перерабатывать.

«Перчатки и маски — только верхушка айсберга»

Потребление одноразовых товаров во время пандемии выросло примерно на 30%. Перчатки и маски — только верхушка айсберга. Куда серьезнее другое. За эти месяцы сильно выросла индустрия доставки, а ведь еду доставляют именно в одноразовой пластиковой упаковке. Вилки, ножи и тарелки можно перерабатывать, но сейчас люди их просто выбрасывают, не особо заботясь о раздельном сборе. И, что еще хуже, система сбора мусора, которая могла бы справиться с этой проблемой, во многих странах фактически поставлена на паузу, потому что работники опасаются возиться со вторсырьем.

«Мы сократили выбросы в атмосферу»

Но есть и хорошая новость: впервые за сто лет нам удалось снизить потребление продуктов нефтепереработки. В итоге мы сократили выбросы в атмосферу, животные стали возвращаться в места, где ранее обитали. Это происходило на протяжении нескольких месяцев по всему миру — от России до Австралии. Это показало, что, если есть необходимость, человечество может целенаправленно ограничить себя. В ближайшем будущем это придаст мощный импульс борьбе за экологию, в том числе на уровне законодательства.

«Упаковка из мусора превратится в актив»

Экологических проблем столько, что для них нет какого-то одного решения. Лично я фанат идеи многократного использования упаковки. Вам не нужен стаканчик от кофе, когда вы выпили кофе, или флакон от шампуня, когда он опустел. Но эти вещи продолжают вам принадлежать, и это очень странно. Если мы будем использовать их многократно, то такая упаковка из мусора превратится в актив. Например, вы можете использовать ее снова и снова сами или же сдавать, получая обратно депозит — сумму, которую стоит стаканчик или флакон без их содержимого. По сути, это новое отношение к обладанию вещами.

«Переработка становится преимуществом в бизнесе»

Есть две причины, почему компании вдруг начинают интересоваться переработкой. Первая — защититься от рисков: есть всеобщая ненависть к пластику, страхи по поводу мусорного кризиса. Это, так сказать, кнут. Он не вдохновляет. А пряник — это когда компании начинают заниматься переработкой, чтобы обойти конкурентов, заставляя людей покупать именно их товары. P&G, которая запустила шампунь в упаковке, сделанной из океанского пластика, тут хороший пример. Человек не купит себе больше упаковок шампуня, чем ему нужно, но он купит шампунь именно этой компании, узнав, что флакон сделан из переработанного пластика. Так переработка становится преимуществом в бизнесе.

«Любая покупка ведет к разрушению планеты»

Какие бы проблемы нас ни страшили — истребление животных, лесов, климатические изменения или мусор, — они все связаны с потреблением. Я сам потребитель, мне нравится покупать. Когда мы становимся богаче, мы начинаем покупать много и бездумно. Это животный инстинкт. Нам нравится покупать вещи. Если вы положите перед мышкой огромный кусок сахара, она съест его весь. У нас так же. Мы должны знать об этой своей черте, иначе мы будем покупать, покупать и покупать всякий хлам. Нам нужно работать над собой, чтобы находить счастье в чем-то другом… Всякий раз, покупая вещи, мы вносим вклад в разрушение планеты. Даже если ты покупаешь органические продукты, товары многоразового использования и т.д., любая покупка все равно ведет к разрушению планеты. Хороших покупок не бывает.

«Заветная мечта — взлет цен на нефть»

Переработка — это добыча ценности из мусора. Надо исходить из запроса самих компаний: нуждаются ли они в пластиковом вторсырье? Готовы ли покупатели тратить деньги, приобретая товары из переработанного пластика? Другой фактор — цены на нефть. Моя заветная мечта — чтобы цены на нефть взлетели. Чем выше цены на нефть, тем больше покупателей готовы покупать такую упаковку.

«На очистку океана понадобятся столетия»

Давайте честно — все решения, которые предлагают ведущие борцы с загрязнением океана, работают так: за год вы вытаскиваете из воды столько мусора, сколько туда бросают всего за час. Очистка океана — это титаническая задача, тут нужны проекты не на миллиарды, а на триллионы долларов. Еще одна серьезная проблема — океан никому не принадлежит. А если что-то никому не принадлежит, мы будем туда гадить и гадить. Нужно четко понимать, что на очистку океана понадобятся столетия. Дети наших детей будут вынуждены это разгребать. И это одна из причин, почему мы должны перейти к многократному использованию упаковки.

«Экология — слишком сложная тема»

Вот фраза, которую могла бы говорить Грета [Тунберг]: «Я не ученый, я просто сторонник борьбы за планету, обращайтесь к ученым». В наши дни экология стала модной темой, и политики по всему миру предлагают какие-то безумные решения. Вот почему наука и доказательность должны стать тем, к чему нужно прислушиваться. Когда у меня проблемы с сердцем, я иду к кардиологу, а не к любителю. Роль знаменитостей с «большим микрофоном» — разбудить людей. Но они должны призывать именно учиться: читайте книги, слушайте ученых. Экология — слишком сложная тема. В ней нет черного и белого. Разве что принцип «не покупайте вещи». Мы должны с большой осторожностью идти за людьми, чьи имена мелькают в заголовках газет.

«Борьба за природу — это привилегия богатых»

Вы никогда не задумаетесь о переработке, если в вашей стране небезопасно, люди необразованны, а на дорогах нет асфальта. Если вы собираетесь этим заниматься в странах третьего мира, значит, вы приехали из первого мира. На развивающихся рынках мы должны сперва добиться стабильности, улучшения положения людей, а затем у нас будет возможность подумать об экологии.

Фото: Naja Bertolt / Unsplash. Полностью интервью читайте на сайте РБК

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Общество Общество

Захар Прилепин – о том, почему после 1990-х страна ждала от нулевых большего

Esquire
Революция баров: как власти бесстрашно приняли вызов питерского общепита Революция баров: как власти бесстрашно приняли вызов питерского общепита

Это только кажется, что в стране остались деполитизированные сферы

Forbes
11 способов становиться немного умнее каждый день 11 способов становиться немного умнее каждый день

Интеллект, как и тело, требует правильного питания и регулярных тренировок

Psychologies
«Пожертвование — не выигрыш»: как работает фандрайзинг детского хосписа «Дом с маяком» «Пожертвование — не выигрыш»: как работает фандрайзинг детского хосписа «Дом с маяком»

На что живет детский хоспис «Дом с маяком» и как расходует средства

Forbes
Нити цивилизации Нити цивилизации

Текстиль учил людей считать, подталкивал технический и социальный прогресс

Forbes
Одиночество разглядели в сети пассивного режима работы мозга Одиночество разглядели в сети пассивного режима работы мозга

У одиноких людей работа мозга отличается как структурно, так и функционально

N+1
Кабинет для фрилансера Кабинет для фрилансера

Юрист из Харькова зарабатывает на автоматизации работы с внештатниками

Forbes
Режим «Перезагрузка» Режим «Перезагрузка»

Если в жизни все идет совсем не так, надо срочно переходить к плану «Б»

Лиза
Штраф за щедрость Штраф за щедрость

Кто самый богатый бизнесмен в мире с учетом трат на благотворительность

Forbes
Новый год к нам мчится Новый год к нам мчится

Устроим себе виртуальное новогоднее путешествие

Лиза
Дресс-код доступа Дресс-код доступа

Как теперь понять, по какой «одежке» встречают в приличном обществе

Forbes
Как заставить себя заниматься спортом: 12 советов, которые точно помогут Как заставить себя заниматься спортом: 12 советов, которые точно помогут

Подборка советов, которые помогут выработать привычку заниматься спортом

Playboy
Геннадий Сахаров: «Цифровизация как фундамент стройкомплекса» Геннадий Сахаров: «Цифровизация как фундамент стройкомплекса»

Какие компетенции сегодня нужны строителям и где их взять

РБК
«Жадность правит миром». Как россиян обманывают в автосалонах «Жадность правит миром». Как россиян обманывают в автосалонах

Что нужно знать, чтобы не потерять деньги при покупке машины

РБК
Вячеслав Дубынин: «В нас конкурируют две программы — безопасности и любопытства» Вячеслав Дубынин: «В нас конкурируют две программы — безопасности и любопытства»

О разрушении модели мира, неопределенности и извлечении пользы из тревожности

РБК
80 м² 80 м²

Как сохранить в квартире атмосферу 1970-х годов, при этом обойтись без винтажа?

AD
Нейросеть GPT-3: «Роботы никогда не заменят потребность в людях» Нейросеть GPT-3: «Роботы никогда не заменят потребность в людях»

Собеседник РБК — третье поколение алгоритма по обработке естественного языка

РБК
Мораль vs прибыль: почему благотворительные фонды имеют право зарабатывать деньги Мораль vs прибыль: почему благотворительные фонды имеют право зарабатывать деньги

Как НКО могут самостоятельно зарабатывать на свое существование?

Forbes
Рейтинг брендов Рейтинг брендов

Новые марки, которые стали заметны на рынке за год

Forbes
7 особенностей, которые могут многое о нас рассказать 7 особенностей, которые могут многое о нас рассказать

Кто вы такой? Можете ли вы честно и без запинки ответить на этот вопрос?

Psychologies
Парни с коробками Парни с коробками

Архитекторы из Москвы придумали компактные модульные комнаты для сна

Forbes
Клио на баррикадах Клио на баррикадах

Дискуссию о преподавании истории продолжает Леонид Кацва

Дилетант
Дайте с витрины Дайте с витрины

Этой осенью в США начнется большая распродажа предметов из коллекций музеев

Forbes
2003 год 2003 год

Арест Михаила Ходорковского, появление ГНК, триумф t.A.T.u. и Пол Маккартни

Esquire
Био-механизм Био-механизм

Пауки, пожалуй, самые высокотехнологичные существа на планете

Вокруг света
Пайцза монгольских ханов Пайцза монгольских ханов

Пайцза — охранный «вездеход» монгольских чиновников

Дилетант
Елки-палки Елки-палки

Что пошло не так с стартапом по озеленению леса Maraquia

Forbes
Как перезапустить внутренний ресурс молодости, или что такое саногенез Как перезапустить внутренний ресурс молодости, или что такое саногенез

Уверена в неизбежности старения? Тогда тебя ждет сюрприз!

Cosmopolitan
Подлинная история д’Артаньяна Подлинная история д’Артаньяна

Жизнь д’Артаньяна точно нельзя назвать скучной

Дилетант
«Хочется поработать, поштурмить»: зачем и как приятели каждый год открывают магазин ёлок с оборотом в 15 млн рублей «Хочется поработать, поштурмить»: зачем и как приятели каждый год открывают магазин ёлок с оборотом в 15 млн рублей

Интернет-магазин хвойных деревьев, который работает раз в год

VC.RU
Открыть в приложении