Импортозамещение выходит на новый уровень
Российская промышленность снижает зависимость от иностранных поставщиков, но в зоне риска по-прежнему несколько ключевых отраслей, в том числе гражданское авиастроение.
Более трети промышленных компаний в прошлом году ускорили динамику импортозамещения по сравнению с 2022 годом, показал опрос промышленных предприятий, проведенный Институтом статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. Участие в нем приняли более тысячи крупных и средних компаний из 30 регионов России.
Процессы импортозамещения идут быстрыми темпами и тем самым укрепляют технологический суверенитет России, заявил президент Владимир Путин на саммите СНГ 8 октября.
Количество отраслей российской экономики, охваченных процессами импортозамещения, значительно увеличилось, политика импортозамещения сегодня представляет собой не просто ответ на вызовы внешней среды, а стратегию долгосрочного развития и укрепления экономической независимости страны, указывают эксперты НИУ ВШЭ в докладе «Тенденции импортозамещения в промышленности в 2023–2024 годах». Самые высокие темпы импортозамещения, говорится в документе, отмечены на предприятиях по производству компьютеров, электронных и оптических изделий, электрооборудования, лекарственных средств и материалов, автотранспорта, кокса и нефтепродуктов.
При этом четверть промышленных предприятий оценили свой уровень зависимости от импортных материалов и других ресурсов как высокий, причем 5% из них — как крайне высокий, а еще 44% респондентов исследования заявили о среднем уровне зависимости, отмечают эксперты НИУ ВШЭ.
Одной из главных проблем промышленности остается отсутствие отечественных поставщиков, способных заместить недоступное импортное оборудование, материалы и комплектующие, подтвердили результаты конъюнктурного опроса промышленных предприятий, проведенного экономистом Сергеем Цухло из Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН. По его данным, более половины предприятий не смогли найти альтернативных поставщиков внутри страны. Правда, в прошлом году доля таких предприятий составляла 62%.
Основным каналом замещения с момента введения санкций стал импорт из Китая — его в этом году используют почти 70% предприятий, на втором месте — импорт из Турции. Доля российских аналогов выросла с 38% в 2022 году до 54% в 2024-м — это и показывает динамику импортозамещения.
Часть предприятий по-прежнему решает проблему с сырьем и комплектующими за счет параллельного импорта. Как выяснили эксперты НИУ ВШЭ, доля промышленных организаций, вынужденных закупать критически важные для производства компоненты по параллельному импорту, в прошлом году выросла в два раза: если в 2022 году это отметили 22% респондентов, то в 2023 году — уже 40%. Причем более трети из них сообщили, что процедура закупки стала сложнее. Главная проблема в том, что нет уверенности в стабильности этого канала, отмечают исследователи Вышки.
Кто успешно замещает импорт
По данным исследования НИУ ВШЭ «Импортозамещение в российской экономике: вчера и завтра», проведенного ВШЭ при участии РСПП и Института исследований и экспертизы ВЭБ.РФ, положительную динамику импортозамещения по сравнению с прошлым годом можно отметить в судостроении, производстве лифтового оборудования, трубопрокате, энергетике.