Гендиректор «Аби» — о росте инвестиций в производство пищевой продукции
О том, как производители продуктов питания пережили санкции и наращивают выпуск продукции, рассказала генеральный директор «Аби» Татьяна Трифонова.
По данным BusinesStat, в 2023 году продажа колбасных изделий в России выросла на 2,5% и достигла 2,62 млн т, тогда как годом ранее рынок упал почти на 2%. С чем связаны подобные процессы, как сегодня развивается рынок?
В 2022 году доля «Аби», по данным GfK, в категории «колбасные и сосисочные изделия» выросла до 13,1 с 11,8% в 2021 году. Объем продаж и выручка также росли. Снижения мы не фиксировали.
Если говорить в целом о том, что происходило в 2022 году, то начиналось действие санкций. Многие российские производители перестраивали логистические маршруты, систему закупок. У участников рынка тогда возникали сложности с гофрой, картоном, оболочкой для мясных изделий и отдельными компонентами для изготовления. Кроме того, внимания требовали оборудование и запчасти.
В 2023 году рынок полностью перестроился и сейчас продолжает расти. «Аби» в прошлом году продолжила наращивать производство, объем продаж вырос на 10% — это больше, чем рынок в целом, — и достиг 428 тыс. т. Выручка выросла на 9%, до 78,3 млрд руб. В прошлом году мы запустили несколько новинок — как в колбасных изделиях, так и в других категориях продукции. Все они хорошо приняты рынком.
В ROIF Expert отметили, что в 2023 году рекордно, на $9 млн, вырос экспорт российских колбасных изделий. С чем это связано: производители ищут новые рынки или за рубежом распробовали нашу продукцию?
Экспорт действительно растет. В первую очередь это связано с тем, что сами компании стали активнее выходить на новые рынки. Второе — государство серьезно стимулирует экспорт. В России реализуется несколько национальных проектов, включая проект «Международная кооперация и экспорт», которые способствуют развитию того или иного направления. Мы, в частности, сотрудничаем с Российским экспортным центром (РЭЦ), который оказывает значимую поддержку в организации ярмарок, выставок, выстраивании логистики, вопросах оформления сертификатов на продукцию и других разрешительных документов. Все это, конечно, мотивирует предприятия наращивать поставки за рубеж.
Например, мы в 2022–2023 годах под эгидой РЭЦ участвовали в четырех зарубежных выставках. Если раньше «Аби» поставляла продукцию в основном в страны СНГ и Таможенного союза, то сейчас мы осваиваем рынки Китая, ОАЭ, Саудовской Аравии и Вьетнама. В 2023 году впервые начали отгрузки в Туркмению. Расширили ассортимент поставок в Азербайджан, Казахстан и Узбекистан. Наша продукция на постоянной основе представлена в шоурумах в Саудовской Аравии, ОАЭ, Китае и Вьетнаме. Объем экспорта у нас в прошлом году вырос на 36%.
Если говорить о «распробовали», то скажу, что мы много встречались с китайскими представителями и дистрибьюторами и все они считают российскую продукцию очень вкусной и качественной. Они говорят, что у нас очень серьезные санитарные требования к производителям. Партнеры просят нас максимально оставлять русский язык на упаковке, так как потребители высоко ценят продукты из России.
В доктрине продовольственной безопасности РФ ставилась цель в 85% обеспеченности мясом и мясопродуктами. В 2023 году премьер Михаил Мишустин говорил о достижении этих показателей. Благодаря чему это удалось сделать?
Если говорить на примере «Аби», то с 2021 по 2024 год наш объем инвестиций в экономику и наращивание производства продуктов составил 26 млрд руб., или $316 млн. В конце 2021 года на Владимирском инвестиционном конгрессе мы заявили о начале реализации нового крупного инвестиционного проекта, в рамках которого предусмотрено строительство двух больших заводов по производству колбасных изделий и замороженных, полностью готовых продуктов.
Это не только производственные комплексы, но и новые административные корпуса. В текущем году эта стройка вышла на завершающий этап. В 2023 году мы инвестировали в новое производство 6,6 млрд руб. Новые мощности — это рост объемов производства, рабочих мест, налогов, развитие сопутствующей инфраструктуры. На наших предприятиях работают свыше 12 тыс. человек. За 2023 год компания исполнила 7,1 млрд руб. налоговых отчислений. Все это — вклад в российскую экономику, в достижение целей доктрины продовольственной безопасности РФ.
В 2022 году о прекращении работы в РФ заявило большое количество иностранных компаний. Как это повлияло на продовольственный рынок? Удалось ли импортозаместить ушедших производителей?
Безусловно, удалось, об этом говорит рост показателей. Раньше на заводах использовалось европейское оборудование для мясопереработки, в основном немецкое. Но за эти два года уже налажено местное производство, причем высокого качества. Речь идет, например, о российских ледогенераторах или печах. Как заказчики, мы принимали участие в разработке такой печи, это один из самых сложных и технологичных видов оборудования в мясопереработке. Мы создаем свое конструкторское бюро, где будем делать запчасти. Планируем выпускать собственное оборудование.
К любому высокотехнологичному оборудованию нужен софт. Мы создали IT-компанию «Аби Цифровые технологии» для разработки собственного ПО. Недавно ее сотрудники создали новую систему учета стоимости строительства объектов недвижимости. Она уже получила регистрацию в Роспатенте. В целом уход иностранных компаний с российского рынка подтолкнул отечественных производителей активнее работать, это касается всех отраслей — от поставщиков бумаги до высокотехнологичной техники и софта.
Ваша компания запускает новый производственный комплекс. Насколько он позволит расширить производство?
Мы последовательно реализовывали инвестиционную программу и в 2024 году планируем запускать все построенные производства. Это новый завод готовой и замороженной продукции «Мясная галерея» и завод по производству колбасных изделий. С их запуском наши мощности вырастут вдвое — с 400 тыс. до 700 тыс. т в год. Вместе с заводами строим современные административно-бытовые корпуса с комфортными раздевалками и душевыми. Мы предоставляем сотрудникам производств бесплатное питание. Для этих целей построены две новые большие столовые. Одна из них — вместимостью до 350 человек единовременно. В одном из новых зданий будет занимающая целый этаж фабрика-кухня с мощностью 7 тыс. порций готовой еды в сутки.
В октябре 2023 года ваше предприятие получило от властей Владимирской области статус ответственного инвестора. Что означает этот статус и какие преимущества дает?
В прошлом году наша компания набрала самое высокое количество баллов среди производителей продуктов питания в национальном ЭКГ-рейтинге, соответствующее уровню ААА. В итоге мы получили статус «Ответственный инвестор» Владимирской области, который позволяет рассчитывать на поддержку государства более чем в 60 видах государственных и муниципальных услуг. Получение такого статуса — это в первую очередь признание заслуг в области работы с людьми. В нашей компании внедрена комплексная программа поддержки сотрудников, причем большое внимание уделяется работникам с детьми.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl