Российские авиакомпании привыкают жить без поддержки Boeing и Airbus

РБКРепортаж

Андрей Семенов: «Продолжим обеспечивать безопасные и комфортные перелеты»

Беседовала Юлия Живикина

Российские авиакомпании привыкают жить без поддержки Boeing и Airbus. По словам первого замгендиректора «Аэрофлота» по производству Андрея Семенова, сейчас ситуация с парком самолетов заметно лучше, чем в 2022-м. В интервью РБК топ-менеджер рассказал, что происходит с производственной программой в этом году, как авиакомпания работает в условиях санкционного давления и ограничений и как поддерживает летную годность самолетов.

Больше самолетов и рейсов

РБК: Что сейчас происходит с парками авиакомпаний группы «Аэрофлот»? Вам хватает самолетов?

А. С.: В целом мы оправились от тех стрессовых условий 2022 года, адаптировались к ним и стабильно работаем, готовимся реализовать планы по развитию в рамках стратегии группы до 2030 года. Сейчас лучше обстоят дела с флотом. В 2022-м мы оперировали 130 самолетами. На начало 2023 года их было уже 150, в лето выводим из хранения еще 12.

РБК: Число рейсов как-то меняется на этом фоне?

А. С.: У нас увеличивается число рейсов и направлений. Прошлым летом мы выполнили около 76 тыс. рейсов. Летом 2023-го их будет 87,6 тыс., то есть произойдет увеличение на 15%.

РБК: Как решается проблема с зарубежными полетами?

А. С.: Раньше все самолеты, которые мы эксплуатировали по договорам с иностранными лизинговыми компаниями, были зарегистрированы на Бермудах и подчинялись бермудскому законодательству в сфере поддержания летной годности.

После известных событий (весной 2022-го Бермуды приостановили сертификаты летной годности российских бортов. — РБК) мы начали выкупать самолеты, дерегистрировать их на Бермудах и регистрировать в российской юрисдикции. То есть у нас становится все меньше самолетов двойной регистрации, и мы получаем больший маневр для их эксплуатации на международных направлениях.

РБК: И на них можно летать за границу?

А. С.: Естественно, если это не Европа или США. Это Турция, ОАЭ и другие направления — в основном азиатские, где мы очень сильно нарастили объем.

РБК: Пассажиров тоже стало больше?

А. С.: Летом мы ожидаем прироста пассажиров на уровне 17% к тому же периоду прошлого года. У нас лучше стали заполняться кресла — показатель на историческом максимуме, более 85%. Это хороший показатель.

Летная годность и кадры Boeing

РБК: Как поддерживать летную годность машин после того, как иностранные производители перестали сотрудничать с Россией?

А. С.: Нам нужно выстраивать собственную систему поддержания летной годности, и мы уже начали это делать. И делаем успешно. В марте 2023 года «Аэрофлот» получил сертификат разработчика авиационной техники ФАП-21J с расширенными полномочиями. Он позволяет разрабатывать модификации и нестандартные ремонты воздушных судов и компонентов для самолетов.

Но мы решили не ограничиваться этим и планируем развиться до состояния национального центра компетенций в области разработки конструкторских решений. Наши инженеры смогут создавать все сколько-нибудь серьезные решения по изменению конструкции самолета. А также давать все необходимые заключения, чертежи и выпускать документацию в соответствии с мировыми стандартами.

РБК: Где вы берете специалистов, способных выполнять конструкторские задачи?

А. С.: В Москве работало достаточно большое конструкторское бюро Boeing. Мы приняли на работу значительную часть этих специалистов. Все они хотели развивать карьеру в России и отказались от переезда в США. Так мы сформировали департамент разработки конструкторских решений. Сейчас в нем работают более 50 человек. Они принесли с собой знания, технологии, навыки. Ищем инженеров, которые работали и на Airbus, в том числе за границей. Системы и компоненты у Boeing и Airbus в основном типовые. Если конструктор или инженер разбирается в определенном типе самолетов, то ему не составит труда разобраться и в другом.

Техобслуживание для себя и конкурентов

РБК: Что изменилось в обслуживании самолетов после разрыва отношений с западными партнерами?

А. С.: Техобслуживанием мы занимаемся давно, но диапазон работ и уровень наших компетенций естественным образом растет. Раньше все задачи по техобслуживанию были рассеяны в группе «Аэрофлот». Сейчас мы решили все компетенции сосредоточить в «Аэрофлот Техникс», нашей дочерней компании. К этой компании присоединились работники нашего департамента по техобслуживанию. И, конечно, берем новых людей, обновляем состав. На сегодня наша задача — переварить весь объем задач внутри группы, то есть обслуживать самолеты «Аэрофлота», «России» и «Победы».

Но у нас достаточно много ресурсов и возможностей, чтобы поддерживать и другие авиакомпании. После того как мы освоим объемы своей группы, будем активнее работать на рынке и увеличивать объемы.

Запчасти без каннибализма

РБК: Как обстоят дела с запчастями? Их приходится ремонтировать?

А. С.: Ремонтируем, и раньше никто не мешал этого делать. Просто раньше ремонтировали ограниченную номенклатуру компонентов. Сейчас она значительно расширилась. У нас серьезные планы по развитию собственной базы ремонта компонентов. Разработка и внедрение новых логистических цепочек тоже идут успешно.

РБК: То есть авиационный каннибализм потерял актуальность?

А. С.: Каннибализация в авиаотрасли — это разбор воздушного судна с последующей утилизацией. Этим мы не занимались, и вряд ли нам это понадобится в обозримом будущем. В какой-то момент мы вынужденно снимали компоненты с самолетов, которые поставили на хранение и не планировали эксплуатировать, для восстановления летной годности парка. Мы это делали в период выстраивания новых логистических цепочек. Такой подход применяется во всем мире.

Допустимые дефекты и пунктуальность

РБК: Могут ли самолеты отправляться в рейс с незначительными поломками или дефектами?

А. С.: Да, конечно, могут. Важно, что этому должна предшествовать оценка технического состояния самолета и влияния дефекта на безопасность полетов. Есть перечень отказов, которые не влияют на это. Это допускается и определяется производителем, а не авиакомпанией.

Например, если перед вылетом отказал один из каналов системы, а его резервируют еще два, то нет смысла создавать сложности перевозчику и пассажирам, задерживать рейс—возможно продолжить эксплуатацию в течение определенного производителем срока до устранения замечания. Повторюсь, эта практика применяется только при условии проведения оценки влияния такого решения на безопасность квалифицированным персоналом.

РБК: Новые условия, в которых оказались авиакомпании, как-то повлияли на количество задержек рейсов?

А. С.: С пунктуальностью ничего принципиально не изменилось. Этот показатель в течение долгого времени поддерживается «Аэрофлотом» на высоком уровне, стабильно демонстрируя результаты на уровне первой десятки компаний в мире.

Раньше пунктуальность и позиции в мировом рейтинге считали иностранные партнеры, например OAG. Сейчас иностранные партнеры российские авиакомпании не анализируют и не включают в рейтинг, но мы знаем их методологию, поэтому регулярно сверяем свои показатели с мировыми лидерами. Если возьмем топ-50 классических, полносервисных авиакомпаний, то мы — первые. Если возьмем все авиакомпании, включая лоукостеры, то мы на третьем месте.

РБК: Если западные партнеры усилят свое санкционное давление, справитесь?

А. С.: Мы уверены, что сможем найти новые подходы и инструменты, в том числе для создания новых логистических цепочек. Мы продолжим обеспечивать безопасные и комфортные перевозки наших пассажиров, а также повышать транспортную доступность регионов России.

Фото: пресс-служба

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Думать – правильно Думать – правильно

Психотерапевт, гуру ТВ и один из топов Сбера о себе и правилах, по которым живет

Psychologies
Мозг человека постоянно воспроизводит прошлые события, чтобы понять настоящее Мозг человека постоянно воспроизводит прошлые события, чтобы понять настоящее

Зачем человеческому мозгу необходимо помнить прошлое?

ТехИнсайдер
Фридрих Шиллер Фридрих Шиллер

Почему Шиллера боялись трогать — не только же из-за трудностей перевода?

Дилетант
Майонезный шик: как этот соус стал одним из самых популярных в мире Майонезный шик: как этот соус стал одним из самых популярных в мире

Как майонез появился в России и почему пользуется такой популярностью сейчас

Forbes
Зачем мы отправляем друг другу откровенные фото Зачем мы отправляем друг другу откровенные фото

Что побуждает заниматься этим женщин и какие мотивы у мужчин?

Psychologies
Время первых Время первых

Черешня – ягода, которая ассоциируется у нас с теплом и солнцем

Лиза
Археологи комплексно датировали некрополь времен Великого переселения на Алтае Археологи комплексно датировали некрополь времен Великого переселения на Алтае

Археологи уточнили хронологию некрополя Карбан-I булан-кобинской культуры

N+1
Икота Икота

Даже физиологи не до конца понимают, почему мозг «клинит» на дыхании

Здоровье
«Развод снова лишил мою дочь отца»: история одного переезда и двух замужеств «Развод снова лишил мою дочь отца»: история одного переезда и двух замужеств

Почему возникшая в отношениях трещина неумолимо разводит нас в разные стороны

Psychologies
Ультрахолодным атомам придали дробное квантовое состояние Холла Ультрахолодным атомам придали дробное квантовое состояние Холла

Физики впервые экспериментально сгенерировали дробные квантовые состояния Холла

N+1
Правила жизни Моисея Гинзбурга Правила жизни Моисея Гинзбурга

Правила жизни советского архитектора и одного из лидеров конструктивизма

Правила жизни
Депривация сна усилила связь миндалевидного тела и передней поясной коры Депривация сна усилила связь миндалевидного тела и передней поясной коры

Бессонная ночь усиливает связь миндалевидного тела и передней поясной коры

N+1
Отпуск в кредит Отпуск в кредит

С деньгами сложно, а ты не хочешь отменять запланированное путешествие мечты?

Лиза
«Наш мозг защищен от расшифровки мыслей»: почему не нужно бояться нейрочипов «Наш мозг защищен от расшифровки мыслей»: почему не нужно бояться нейрочипов

Почему нейроимпланты не превратят нас в армию киборгов

Forbes
Слияние на траве: враждовавшие гольф-туры будут вместе осваивать саудовские деньги Слияние на траве: враждовавшие гольф-туры будут вместе осваивать саудовские деньги

Почему решение о слиянии гольф-туров PGA и LIV вызвало такой ажиотаж

Forbes
Эксперт: угроза вымирания человечества от ИИ сильно преувеличена Эксперт: угроза вымирания человечества от ИИ сильно преувеличена

Экзистенциальные угрозы ИИ в настоящее время несоразмерно "раздуты"

ТехИнсайдер
Чему учили школьников на НВП в СССР? Чему учили школьников на НВП в СССР?

В СССР в был предмет «Начальная военная подготовка». Чему на нем учили?

Maxim
Кристальное равновесие Кристальное равновесие

Баланс старого и нового в доме получился идеальным, как кристаллическая решётка

Идеи Вашего Дома
«Дегенераты у власти», или Диагноз доктора Кронфельда «Дегенераты у власти», или Диагноз доктора Кронфельда

В мае 1932 года Адольф Гитлер подал в суд за клевету на журналиста Вернера Абеля

Дилетант
5 мифов о фитнесе после родов, в которые пора перестать верить 5 мифов о фитнесе после родов, в которые пора перестать верить

Как мамам после родов вернуться к прежнему образу жизни?

VOICE
Такая красивая и одна? Почему Ирина Шейк не замужем - отвечает нумеролог Такая красивая и одна? Почему Ирина Шейк не замужем - отвечает нумеролог

Почему у Ирины Шейк не ладится личная жизнь? Спросили у нумеролога

VOICE
Спасаем любимые вещи: как отстирать любую краску с одежды Спасаем любимые вещи: как отстирать любую краску с одежды

Можно ли спасти любимую одежду от краски?

ТехИнсайдер
Дмитрий Лысенков Дмитрий Лысенков

Дмитрий Лысенков — хит сезона! Самый харизматичный актер страны

Собака.ru
От проклятия до болезни: что думали о месячных в прошлом — и как с ними справлялись От проклятия до болезни: что думали о месячных в прошлом — и как с ними справлялись

Как в прошлом люди воспринимали менструацию? Какой была гигиена?

Psychologies
В невероятно древней галактике впервые обнаружена сложная органическая молекула В невероятно древней галактике впервые обнаружена сложная органическая молекула

Космический телескоп Джеймса Уэбба сделал удивительное открытие.

ТехИнсайдер
Каждый день или раз в месяц: как часто нужно заниматься сексом — мнение психологов Каждый день или раз в месяц: как часто нужно заниматься сексом — мнение психологов

Много, мало, достаточно — можно ли применять эти понятия к интимным отношениям?

Psychologies
Под Суздалем нашли печать Юрия Долгорукого Под Суздалем нашли печать Юрия Долгорукого

Археологи рассказали о результатах раскопок на селище Спасское городище-7

N+1
Анна Котова: «Моя роль от меня не уйдет» Анна Котова: «Моя роль от меня не уйдет»

«Вода камень точит. Важно не сдаваться!»

Коллекция. Караван историй
15 самых дорогих мобильных телефонов в мире 15 самых дорогих мобильных телефонов в мире

Представляем пятнадцать самых дорогих мобильников в мире!

ТехИнсайдер
Почему женщины все еще боятся маммографии: 3 главных страха Почему женщины все еще боятся маммографии: 3 главных страха

Что останавливает женщин от похода к маммологу и что делать

Psychologies
Открыть в приложении