Профессор ВШЭ Александр Архангельский — о судьбе бумажных книг и их авторов

РБК18+

Александр Архангельский: «Может ли ИИ в перспективе написать «Войну и мир»? По-моему, может»

Беседовала Мария Перминова

Александр Архангельский, писатель, кандидат филологических наук, профессор Высшей школы экономики. Автор и ведущий телевизионных программ «Против течения», «Хронограф», «Тем временем», автор фильмов «Фабрика памяти: библиотеки мира», «Отдел», «Жара», «Интеллигент. Виссарион Белинский» и др.

О новой реальности, в которой живет мир, мы уже беседовали с известными экономистами и философами, с успешными предпринимателями и общественными деятелями. На этот раз с предложением поразмышлять о будущем «РБК Тренды» обратились к писателю, телеведущему и профессору ВШЭ Александру Архангельскому. Разговор зашел о судьбе бумажных книг и их авторов, об искусственном интеллекте и трендах в образовании.

О влиянии кризиса на культуру

РБК: Как русской культуре свойственно переживать кризисы? Как она переживает сегодняшний?

А. А.: Нормальное состояние живого организма — это кризис. Если есть кризис, значит, организм живой, а когда он умирает, кризис прекращается. Нынешний кризис не похож ни на один из предыдущих. Сто лет назад, когда большевики выдавили часть интеллектуальной элиты, для того чтобы заместить ее красными профессорами, она влилась в западные европейские и американские институции. Возникло противостояние: большевистская советская Россия и носители настоящей русской культуры. Сегодня все будет иначе. Сейчас выходцев из России, переехавших в другие страны, принимают неохотно.

Что касается беспокойства по поводу русского языка, то, я думаю, все будет в порядке, если будет русский народ и Россия и если русскоязычная диаспора будет нуждаться хоть в какой-то связи со своей «материнской платой».

РБК: А как, на ваш взгляд, нынешний кризис повлиял на мир литературы? Немало кто за этот год уехал — как их отъезд отражается на культурных процессах?

А. А.: Я не делю писателей по границе: не очень важно, где человек живет, гражданином какой страны он стал, но важно, ощущает ли он себя в едином поле русской культуры, вписанной в мировую. Все, что называется русской культурой, то ей и является: режиссер Кирилл Серебренников в Европе, театральный критик Марина Давыдова, которая только что стала программным директором Зальцбургского фестиваля, или живущая в Германии Людмила Улицкая. Это все русская культура.

Однако, к сожалению, за последний год страна не просто потеряла многих, в том числе большое число писателей. Но и во многом отказалась быть центром притяжения. Зачем мучиться здесь, если можно спокойно существовать там? Я не про место жительства, а про позиционирование: проще отдать книгу в иностранное издательство, чем договариваться в России о том, что из нее выбросить, а что оставить.

Многие современные писатели пока не пишут на чужих языках, но они решатся и уйдут в другие языковые культуры. Тогда они перестанут быть русскими писателями в мировом контексте, а станут мировыми писателями в русском контексте. Понятно, что книжка Глуховского (признан Минюстом иноагентом. — РБК), написанная по-русски, «там» не будет продаваться, а переведенная на английский — будет. Но рано или поздно Глуховский плюнет на все и напишет книгу уже по-английски.

Сейчас в выигрышной позиции находятся те писатели, которые могут работать в стол, кому не нужно финансирование. Кроме компьютера, рабочего стола и времени, больше ничего не нужно. И если человек может позволить себе встать пораньше, лечь попозже, то и целый роман так напишет. Ну а семью можно кормить какими-то другими способами. Но кино уже не снимешь (только если на мобильный телефон), спектакль не поставишь.

Писатель точно выживет. Литература — очень изворотливая, бойкая, худосочная, ее никогда особо не подкармливали, поэтому она научится обыгрывать [ограничения].

О трендах в литературе

РБК: О чем сегодня пишут российские писатели? Что их волнует, какие темы для них наиболее актуальны?

А. А.: Сегодня нет институтов, которые бы создавали тренды в литературе. Раньше этим занимались журналы: советский интеллигент подписывался на два-три толстых журнала и поэтому знал, что стоит читать. По сути, происходило так: что предложили, то и читают. А теперь читают, смотрят и носят то, что тебе идет, — это и в литературе, и в театре, и в одежде.

Сейчас авторы пишут кто во что горазд. Это единственно возможный вариант, потому что, как только появляются тренды, значит, кто-то начинает управлять литературным процессом. Это либо продюсеры, либо агенты, заказывающие книги и подталкивающие писать на какие-то темы, потому что те хорошо продаются.

Например, писателю Александру Снегиреву было важно рассказать про «плохую» жену и «хорошего» мужа, и он придумал яркую книгу с хорошим рыночным названием (имеется в виду книга «Плохая жена хорошего мужа». — РБК). Захотелось Дмитрию Быкову (признан Минюстом иноагентом. — РБК) написать книжку про предвоенные грозовые годы, он сел и начал работать, потому что в этот момент тема его интересовала (речь о романе «Июнь». — РБК). Или пришла идея в голову Александру Ильичевскому, живущему в Израиле, но пишущему по-русски, создать интеллектуальный травелог и суммировать свой опыт странствий, он его и описал (роман «Исландия»). С чем это соотносится? Соотносится с жизненной правдой.

Между многими авторами нет ничего общего, в этом и есть особенность русской литературы. Это как Москва. Москва — дикий город, где прекрасно сочетание несочетаемого, где за каждым углом встречается новая эпоха. Ты только привык к барокко, а тут уже авангард, понравился конструктивизм, но перед тобой — брежневский блочный дом, а за ним — особняк XIX века.

Так и русская литература: она построена по тому же хаотичному деревенско-городскому плану.

РБК: Создается ощущение, что сегодня писателем может стать каждый: появляется большое количество писательских школ, число авторов растет в геометрической прогрессии. Как к этому относиться?

А. А.: Количество писателей растет, и это, разумеется, влияет на качество — чем больше пишущих, тем ниже успех на единицу измерения. Но все равно общий поток нужен.

Возьмем пример не из литературы, а из кино. В позднесоветское время кинематограф находился на мощном подъеме, каждый год в прокат выходило 150–170 фильмов хорошего качества. Тем не менее в истории остались единицы, например «Осенний марафон», «Белорусский вокзал», а сотни фильмов превратились в пыль. Но в 1990-е годы, когда количество производимых картин резко сократилось, качество тоже упало. Чтобы снять хорошее кино, надо иметь хорошо дрессированную бригаду, которая будет постоянно работать, независимо от того, снимается шедевр или нет. Литература — не коллективное творчество, но она нуждается в контексте. Если идет поток книжек и они кому-то нужны, то даже графоман играет колоссальную роль двигателя литературного процесса. Конечно, он зашумляет, но ты попробуй, когда все вокруг шумят, говорить тихо.

Я нормально отношусь к школам писательского мастерства, которых так много появилось за последние годы. Тем не менее надо понимать, что они могут научить приемам, рассказать, как грамотно выстроить произведение, объяснить, чем хороший текст отличается от плохого. Но эти школы не могу подарить талант. И если дарование прорастает, это не потому что учителя хорошие, а потому что бог дал.

Я всегда придерживался старого правила, которое сформулировала методистка Мария Рыбникова в 1920-е годы. Она сказала, что задача детского творчества в школе — сделать так, чтобы ребенок прошел путь от маленького писателя к большому читателю. Так и со взрослыми: их учат писать свои тексты, а в итоге они учатся читать чужие. В конечном счете вдруг кому-то станет ясно, что необязательно тратить время на написание своих текстов, когда можно самого себя прочитать сквозь чужой текст. Большая литература тем и славна, что она дает человеку возможность через нее поговорить с самим собой.

О конкуренции на рынке книг

РБК: Как вы считаете, по мере развития искусственного интеллекта не станет ли он конкурентом живым писателям?

А. А.: Мне кажется, искусственный интеллект заберет себе все технологизируемые виды текстов. Средний детектив он сделает лучше, чем хороший средний писатель, потому что ошибок будет меньше и ИИ будет на них учиться, в отличие от писателей, которые на ошибках учиться не очень любят. Возможно, он справится и с частью научно-популярной литературы, потому что будет лучше обобщать, хорошо просчитывать аудиторию, переводить формулы в образы, и наоборот.

Это будут хорошие и рыночно успешные книги. К тому же удешевление производства приведет к небывалому росту тиражей, потому что каждый экземпляр будет стоить гораздо дешевле — не нужно будет платить гонорары автору.

Конечно, люди продолжат писать книги. Но стоить они будут не очень дешево — появится элитарная литература, которая будет продаваться и приносить доход. Ведь сеть бутиков приносит денег больше, чем один большой универмаг, потому что вещи там, может, и маленькие, но дорогие.

Может ли ИИ в перспективе написать «Войну и мир»? По-моему, может, но тогда программист должен быть гением дважды — как Эйнштейн и Толстой вместе взятые. Он должен и программировать классно, и придумывать гениальные алгоритмы. Вероятность крайне низка.

РБК: Как вы себе представляете книгу будущего? Какая у нее будет форма? Это текст, аудио или мультимедийный продукт, сочетающий видео, фото, графику?

А. А.: Звук сейчас важнее визуального образа. Новое поколение — это не только поколение большого пальца, но и поколение замкнутых ушей. Глаза у них свободны чаще, чем у взрослых. Те скорее визуалы, они хотят смотреть, а молодые — слушать. Сегодня история возвращается: человечество столетиями училось читать не вслух, а про себя, теперь же мы снова начинаем слушать тексты. При этом навык чтения книг вслух гораздо старше и традиционнее, чем навык чтения про себя. Так что никакого нового процесса не вижу, но замечаю, как история повторяется.

Если говорить про мультимедийные книжки, то я представляю, что такой формат мог бы пригодиться для чтения классики в школе. Любой классический текст уходит в прошлое, воспринимать его становится все труднее, а примечания лишь затрудняют чтение. Так почему бы не сделать всплывающие подсказки, только не текстовые, а анимированные или даже музыкальные? Например, школьник получит мультимедийное издание «Капитанской дочки» с набором маленьких анимаций, которые бы рассказывали, на каком расстоянии была Белогорская крепость от Оренбурга, как выглядит заячий тулуп, какая была стрижка у Пугачева, почему Пушкину понадобился вымышленный эпиграф из Хераскова? Объяснять это скучно. Так что в некоторых отраслях книгоиздания мультимедийная книга была бы блестящим ходом.

В свою очередь, бумажные книги и раньше были предметом роскоши, предметом роскоши и останутся. Бумажная книга станет более штучной, а электронная, с моей точки зрения, будет книгой первого чтения. То есть человек купил электронную книжку, прочитал и решил, что эта книга должна стоять у него на полке. Да, книги дорогие. А разве в пушкинские времена они были дешевыми?

РБК: Как вы предполагаете, изменится ли культура чтения? Станут ли в будущем люди больше читать или слушать книги?

А. А.: Художественная книга — это книга на любителя. На данный момент я не предвижу роста спроса на такую литературу, но и не думаю, что он будет падать. Интерес к художественной книге во многом зависит от социальных вещей. Люди разных возрастов читают книги определенного типа. В подростковом возрасте — фантастические или фэнтези, в юности — романтические истории, в зрелости — мемуарную и документальную литературу.

Молодежь с удовольствием читает фикшн, но за эту аудиторию борется и аудиокнига, и хорошая лекция, и даже подкаст. Кстати, молодые, когда у них начинают водиться собственные деньги, читают гораздо больше, чем ругающее их старшее поколение. Они часто читают до момента, когда у них появляются семьи, дети и надо делать карьеру — тогда становится совсем не до книг.

При этом я не вижу конкуренции между читателем книжки и зрителем сериала, потому что читатель книги смотрит сериал, чтобы расширить привычный книжный образ. И, наоборот, зритель сериала может настолько заинтересоваться, что и книжку потом прочтет.

Старшая аудитория (те, кому больше 50 лет) тоже читает много: человек вырастил детей, сделал карьеру, у него появляется свободное время, и он будет до 85, а иногда и до 90, до 100 лет потихонечку читать. Это дает шанс мемуарной, документальной и отчасти художественной литературе найти своего читателя. Но, к сожалению, в нашей стране чаще всего у людей после 50 наступает медленный закат, а после 60 — время дожития. Но если в будущем это отношение поменяется, то можно предположить, что спрос на литературу увеличится.

Об образовании будущего

РБК: Как вы себе представляете образование будущего? Какими будут школы и университеты через несколько десятилетий? К чему сегодня стремиться профессионалам в области образования?

А. А.: Я лишь могу надеяться, что начнутся образовательные перемены. Но надо понимать, что в этой сфере все работает очень медленно: от момента, когда вы что-то задумали, до видимых результатов пройдет минимум 10–11 лет.

В образовании будущего частный сегмент должен играть несопоставимо большую роль, чем сейчас. Но при этом должна быть справедливость: надо вводить бесплатные стипендии для одаренных детей из бедных семей, должно быть социальное перемешивание, потому что без него одни вырастут снобами, а другие — завистливыми обывателями. Если взять дорогую частную школу, то в ней 20% детей должны учиться бесплатно. Меньше можно, но тогда дети будут чувствовать, что они получили подачку. А 20% — это и социальное благо, и комфортно для 20%, и уютно для 80%. Дети из разных культур и религий, с разным жизненным опытом должны обучаться вместе, потому что ранний социальный опыт даже важнее, чем любое знание.

Университеты должны открыто конкурировать в едином мировом пространстве. Должна происходить интернационализация и на Запад, и на Восток — надо и здесь обязательно обеспечить перемешивание.

При этом университет должен быть пространством без запретов. Если общество готово к определенному уровню свободы, то университет должен быть готов к еще большей свободе. Идеальный университет — это особая зона, где люди не боятся новых технологических решений или разговоров о политике. Например, когда задумывали «Сколково», там создали отдельное законодательство, позволяющее на территории кампуса делать вещи, которые не были позволены всем остальным за его пределами: начиная от применения экспериментальных лекарств и заканчивая таможенной свободой.

РБК: А что произойдет с гуманитарными науками? Будут ли они играть какую-то весомую роль в образовании будущего? Останутся ли они вообще?

А. А.: Конечно, в университетах гуманитарные специальности останутся, и места там будут заняты, потому что мальчики, которые не в состоянии выучить математику, будут идти на филологические специальности. В то же время выдающийся лингвист, литературовед, историк, архивист, археолог будут при делах. Но эта сфера разрастаться не будет.

Здесь я вижу другую тенденцию: экономический факультет МГУ уже давно ввел большие межфакультетские курсы, где ребята, например, читают Шекспира не с точки зрения, сколько у персонажей денег в кармане, а с точки зрения, как устроен мир трагедии. Экономика давно поняла, что она не только точная, но и гуманитарная наука, потому что она про логику людей. Мне кажется, важно открывать такие факультеты: курс «Зачем нужна культура?» будет полезен для всех направлений, кроме собственно культурологии, потому что они и так знают. Нужно преодолеть иллюзию, будто миром правят лишь управленческие решения.

Культура оказывается важна для преодоления в том числе экономических проблем. Например, если бы Южная Корея, когда захотела модернизироваться во второй половине XX века, следовала бы только традиционным скрепам, то никакого корейского чуда не было бы. Но и если бы решила ломать традиции об колено, то тоже бы ничего не получилось — случился бы конфликт.

В Южной Корее сформированная крестьянским обществом зависимость от старшего приводила к тому, что кореец не мог сказать человеку, который был старше его по званию или возрасту, что тот делает что-то неправильно. Это может быть терпимо, например, во время вскапывания огорода, но когда второй пилот видит, что первый совершает ошибку, это чревато катастрофой. Традиция была сломлена, когда пилотам во время полета предписали разговаривать только по-английски. Стереотип был замкнут на корейские традиции и был тесно связан с корейским языком, но когда люди стали между собой говорить на чужом языке, они оказались в других ролевых позициях и смогли критиковать старших.

Это только одно из миллиона решений. В XX веке успешно модернизировались те страны, которые не отказались от традиционного уклада, но и не позволили ему сохраниться в неизменном виде. Поэтому надо работать с ценностями, образами, культурой, а не только смотреть на мир через призму экономических и управленческих решений.

Поделитесь впечатлениями о прочитанном номере в голосовом сообщении

Фото: Михаил Гребенщиков для РБК

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Арабская ночь Арабская ночь

Как устроена финансовая система ОАЭ

Forbes
Как США вышли из нескольких рецессий со времен Второй мировой войны Как США вышли из нескольких рецессий со времен Второй мировой войны

Некоторые спады в Америке оказались более длительными и серьезными, чем другие

ТехИнсайдер
Иммунитет от хамства: как реагировать на грубость Иммунитет от хамства: как реагировать на грубость

Как защититься от хамства, не опускаясь до него?

Psychologies
Странная «Битва за Лос-Анджелес» времен Второй мировой войны показывает, насколько пугливы американцы Странная «Битва за Лос-Анджелес» времен Второй мировой войны показывает, насколько пугливы американцы

25 февраля 1942 американские военные открыли в небе Лос-Анджелеса шквал огня

ТехИнсайдер
Ирина Калабихина: «Демографический взрыв уже у нас за спиной» Ирина Калабихина: «Демографический взрыв уже у нас за спиной»

Экономист Ирина Калабихина — что с нами будет дальше и хватит ли всем места?

РБК
Гонка ограничений: есть ли предел санкциям? Гонка ограничений: есть ли предел санкциям?

Почему человечество заигралось в санкции и можно ли против них бороться

Эксперт
Сергей Шумский: «У роботов не будет инстинкта власти, как у человека» Сергей Шумский: «У роботов не будет инстинкта власти, как у человека»

Минувший год имеет шансы войти в историю как время взрывного роста нейросетей

РБК
Икра по-крупному Икра по-крупному

Как выбрать вкусную икру?

Лиза
Стабильность в эпоху потрясений Стабильность в эпоху потрясений

Как российские и мировые компании пытаются быть устойчивыми

РБК
«Серебряный воробей»: книга с рекомендациями от клуба Опры Уинфри «Серебряный воробей»: книга с рекомендациями от клуба Опры Уинфри

Отрывок из книги «Серебряный воробей» американской писательницы Тайари Джонс

Forbes
Колода джокеров и сорок сценариев будущего Колода джокеров и сорок сценариев будущего

Прогнозист Александр Чулок — о том, по какому пути может пойти развитие общества

РБК
«Рождественская звезда»: как ухаживать за пуансеттией — красивейшим растением ярко-красного цвета «Рождественская звезда»: как ухаживать за пуансеттией — красивейшим растением ярко-красного цвета

Пуансеттия — это рождественский кустарник ярко-красного цвета

ТехИнсайдер
Бесперебойные поставки Бесперебойные поставки

Как производство сахара остается стабильным в новой реальности

РБК
Никола Фанетти:«Важно уважать землю и море, но никогда не забывать о человеке» Никола Фанетти:«Важно уважать землю и море, но никогда не забывать о человеке»

Николо Фанетти — как в Италии ресторанный бизнес работает с фермерами

Bones
Тупики победоносной войны Тупики победоносной войны

Причин для участия в подпольных движениях у португальских колоний было немного

Дилетант
Доходные надои Доходные надои

В молочной отрасли в 2022 году выросла рентабельность производства

Агроинвестор
Карл XII: один против всех Карл XII: один против всех

Почему же Швеция проиграла Северную войну?

Дилетант
Ваша микроволновка может больше, чем просто разогреть еду: 10 лайфхаков, о которых вы не знали Ваша микроволновка может больше, чем просто разогреть еду: 10 лайфхаков, о которых вы не знали

Эта бытовая техника способна на многое!

ТехИнсайдер
Дорогое наследство Дорогое наследство

Почему держать на своем счету американские бумаги — худшее из возможных решений

Forbes
Прекрасные и опасные: главные женщины Гая Ричи Прекрасные и опасные: главные женщины Гая Ричи

Холодные и притягательные — женщины фильмов Гая Ричи

VOICE
Помогают похудеть и улучшают пищеварение: какие полезные гарниры пора включить в рацион Помогают похудеть и улучшают пищеварение: какие полезные гарниры пора включить в рацион

Ключ к полезному питанию — в правильных гарнирах

ТехИнсайдер
Кампания для Маска: как в США крупный бизнес участвует в выборах Кампания для Маска: как в США крупный бизнес участвует в выборах

Политолог Ян Веселов — о влиянии крупного бизнеса на выборы в США

Forbes
Пустыня истории Пустыня истории

Что «Лоуренс Аравийский» объясняет о людях, решивших, что они важнее, чем мир

Weekend
Наука забивать: 5 увлекательных биографий великих тренеров по футболу Наука забивать: 5 увлекательных биографий великих тренеров по футболу

Истории тренеров, которые вырастили ни одно поколение звезд футбола

Maxim
Как провести новогодние праздники без алкоголя: лайфхаки, которые помогут тебе расслабиться Как провести новогодние праздники без алкоголя: лайфхаки, которые помогут тебе расслабиться

Возможно ли в Новый год обойтись без спиртного?

VOICE
Никотиновая независимость. Как мир отказывается от сигарет Никотиновая независимость. Как мир отказывается от сигарет

Как государства по всему миру борются с никотиновой зависимостью граждан

СНОБ
Одна вокруг света: каменные «шерстяные мешки» и бразильские ковбои Одна вокруг света: каменные «шерстяные мешки» и бразильские ковбои

196-я серия о кругосветном путешествии москвички Ирины Сидоренко: штат Пиауи

Forbes
Амосова Амосова

Коллекционер Анна Амосова показывает, как сделать арт плюс фэшн в интерьере

Собака.ru
У нас так принято У нас так принято

Любимые традиции – понятие, не лишенное магии.

VOICE
Культовые кроссовки, выпуск 6: как Puma Suede были символом борьбы за гражданские права, а стали любимой обувью музыкантов Культовые кроссовки, выпуск 6: как Puma Suede были символом борьбы за гражданские права, а стали любимой обувью музыкантов

О тех самых «суэйдах» — паре, покорившей баскетбольные площадки

Правила жизни
Открыть в приложении