Инновационные напольные покрытия вытесняют традиционные дерево и камень. Спокойнее всего тем, кто занял узкую нишу.

РБК

Современные покрытия / Рыночный расклад

Работаем над покрытием

Инновационные напольные покрытия вытесняют традиционные дерево и камень. Спокойнее всего тем, кто занял узкую нишу.

Текст Илья Носырев

Рынок напольных покрытий — древний: ему столько же веков, сколько пыли на мраморных плитах Парфенона и паркете готических замков Западной Европы. И все же этот мир знал свою революцию: бурное развитие химии в ХХ веке произвело на свет совершенно новые материалы, потеснившие традиционные. Такие покрытия, как ламинат, ковролин, линолеум, превратились в массовые и востребованные за считаные десятилетия.

Сейчас этот рынок живет в условиях острой конкуренции — соревнуются между собой не только производители, но и сами материалы: благодаря постоянному технологическому совершенствованию границы между ними размываются. Ламинат все сильнее напоминает настоящий паркет, керамогранит соперничает с настоящим камнем, линолеумы, наделенные новыми гибридными свойствами, покидают нишу полимерных покрытий. Покупатели, рассуждающие по принципу «Сделайте мне красиво», теряются в альтернативах.

Рекордсмены инноваций

Благодаря успехам химиков в прошлом столетии возникло несколько совершенно новых сегментов рынка напольных покрытий. Например, обширный сегмент полимерных материалов — от линолеума до наливных полов из метилметакрилатных и полиуретановых мастик — или сегмент ковролинов на основе искусственных волокон: нейлона, полипропилена, полиэстера (полиэфиров). Некоторые сегменты продолжают стремительно расти. Так, глобальный сегмент наливных полов, который в 2013 году оценивался в $745,8 млн, по прогнозу исследовательской компании Transparency Market Research, уже через четыре года вырастет более чем в полтора раза — до $1,2 млрд.

Знаменитый спринтер и чемпион по прыжкам в длину Джесси Оуэнс, используя свое влияние и связи, убедил Международный олимпийский комитет испробовать тартан на летних Олимпийских играх 1968 года в Мехико. За полвека тартан распространился в индустрии спорта почти повсеместно Фото: Getty Images Russia

Многие напольные материалы давно стали привычными. Например, трудно поверить, что ламинат стали применять лишь 20–30 лет назад. Разработанный в 1977 году небольшой шведской компанией Perstorp, в европейских салонах он появился лишь в середине 1980-х годов, в американских — десятилетием позже. Выросшее в отдельную компанию подразделение Perstorp под названием Pergo ныне выпускает одноименный ламинат и является самым известным производителем этого материала. Сам же ламинат за три десятилетия постоянно эволюционировал: на заре своего распространения поверхность легко вздыбливалась из-за пролитого на нее чая и требовала ручного склеивания при укладке. Современные ламинаты — бесклеевые и влагонепроницаемые.

Новые модификации напольных покрытий возникают практически ежегодно. Вот почему одна из лучших возможностей для нового материала — занять какую-то нишу, где у него не окажется конкурентов. В этом смысле поучительна история тартана, созданного полвека назад 3M Company из Миннесоты. Компания, которая до этого изобрела абразив из корунда и световозвращающую пленку для дорожных знаков, сделала себе имя на инновациях в области материалов, обратив внимание на то, что в мире спорта существует проблема: спортсменам трудно тренироваться и соревноваться под открытым небом в плохую погоду. Все, что могли предложить им стадионы того времени, — покрытия из асфальта и переработанных автомобильных шин, скользкие, жесткие, травмоопасные.

Поколдовав с материалами, инженеры 3M придумали тартан — покрытие из полиуретановой крошки. Спортсменам оно понравилось, но для того, чтобы о тартане узнала широкая публика, обычной рекламы оказалось недостаточно. Тогда 3M Company наняла знаменитого спринтера и чемпиона по прыжкам в длину Джесси Оуэнса: используя свое влияние и связи, атлет убедил Международный олимпийский комитет опробовать тартан на летних Олимпийских играх 1968 года в Мехико. Успех материала был поразительным — он быстро превратился в один из главных продуктов компании. Тартан полюбился не только за травмобезопасность и водопроницаемость, но и за удобство в укладке и эстетичность — его кладут по наливной технологии, в результате чего у покрытия отсутствуют швы. За полвека тартан распространился в индустрии спорта почти повсеместно: из него делают не только беговые дорожки, но и покрытие для баскетбольных и волейбольных площадок, покрывают полы в фитнес-центрах.

Структура российского рынка напольных покрытий
Источник: Discovery Research Group, 2013

Химические братья

Сегодня одна из основных тенденций на глобальном рынке твердых напольных покрытий, который по прогнозам вырастет в 2020 году до $93 млрд (сейчас он составляет около $67 млрд), — вытеснение новыми и более дешевыми материалами давно известных дорогих. Ярчайший пример — вытеснение паркета уже упомянутым ламинатом. Во всем мире его продажи для нежилых и коммерческих помещений год от года увеличиваются, а продажи паркета давно уже не растут. Еще десять лет назад ламинат конкурировал в основном с пластиковыми покрытиями, теперь же он самый грозный соперник материалам из дерева: к упомянутому выше сроку ламинатом предстоит покрыть в мире 1,6 млрд кв. м. Качество ламината в наши дни совсем другое, чем еще десять лет назад: технологии, по которым его делают сегодня, позволяют почти точно имитировать структуру древесных волокон, добиваться высокой влагостойкости материала.

Но дело не только в этом — и в Западной Европе, и в США одним из наиболее острых вызовов для рынка напольных покрытий стало законодательное регулирование вырубки лесов. Лишь около 5% древесины в мире, применяемой в декоративных целях, идет на напольные покрытия — теперь это дорогой материал, 60% объемов которого используется для изготовления мебели и еще 25% — для отделки стен и потолков. Выросшее качество ламината вполне позволяет заменять дерево, не вызывая при этом гнева «зеленых»: сегодня около 90% всего производимого в мире ламината соответствует принятым в ЕС и Северной Америке требованиям к экологичности материалов. А ведь здесь строго следят за количествами фенола и формальдегида, которые могут выделять покрытия из ДВП. Точно так же постоянное увеличение стоимости добычи камня приводит к росту востребованности керамогранита. Сложность утилизации является здесь одним из основных препятствий для использования ковролинов и пластиков. Конкуренция между материалами обостряется по мере роста их взаимозаменяемости. И здесь снова естественный путь — уход в узкую нишу. Материалы из многих видов дерева перемещаются в премиум-сегмент. Правда, и здесь свои проблемы. «Бамбуковые полы приобретают владельцы роскошных квартир и домов, причем для оснастки лишь некоторых комнат, — говорит начальник отдела продаж и снабжения группы компаний DIY Иван Конышев. — В основном они производятся за рубежом: например, на всем Северо-Западе России нет ни одного их производства. Раньше мы ввозили их в основном из скандинавских стран, однако в кризис цены взлетели настолько, что эта продукция оказалась не по карману даже многим состоятельным клиентам. Теперь в основном ввозим продукцию из Таиланда. Правда, если ты производишь продукцию в Азии, тебе приходится пристально контролировать качество».

Ниже плинтуса

В двухтысячные российский рынок отделочных материалов считался одним из наиболее быстро развивающихся, и рынок напольных покрытий, разумеется, не был исключением. Темпы жилищного строительства были высокими, спрос на квартиры — огромным. Однако рецессия и последующая стагнация экономики страны отразились и на рынке отделочных материалов. Он рухнул не сразу: в 2014 году сократился на 0,2%, а вот в 2015-м — сразу на 19%.

То, что рынок несильно упал сразу же после введения санкций против России и обострения экономических проблем, объясняется тем, что главным драйвером роста рынка было строительство — пока достраивались уже проинвестированные несколько лет назад здания, спрос на отделочные материалы сохранялся почти на прежнем уровне. «Крупные застройщики сначала доделывали существующие объекты, потом стали консервировать большинство проектов, — говорит Виталий Ермолаев, теперь уже бывший гендиректор строительной компании «ВельтМос», закрывшейся в прошлом году. — Сейчас доделывают тот мизер, который уже проинвестирован, без особой прибыли — просто ради того, чтобы не закрыться. Спрос на жилье упал катастрофически и потащил за собой и спрос на отделочные материалы».

Объем рынка напольных покрытий в России
Источник: Discovery Research Group

Ситуация усугубляется еще и тем, что «импортозамещать» на этом рынке почти нечего: основная доля самой массовой продукции и так отечественного производства — часть работающих в России заводов принадлежит иностранным компаниям. Из-за рубежа ввозятся в основном либо самые дешевые товары вроде плитки из Китая и бывших советских республик, либо не слишком популярные материалы, производство которых в нашей стране считается нецелесообразным. Объемы импортного ламината уже успели заметно сократиться — в 2014 году его ввезли на $241,8 млн, в 2015-м — лишь на $145,1 млн.

По данным Discovery Research Group, три года назад линолеум и напольная керамическая плитка занимали больше половины в структуре рынка напольных покрытий. В кризис сократились продажи обоих материалов, но если сейчас линолеум и ламинат быстро восстанавливают былую востребованность, то доля плитки, паркета и паркетной доски в структуре рынка напольных покрытий уменьшается. И обычные граждане, приобретающие эти материалы, и ремонтники, и строители сделали выбор в пользу «дешево и сердито». В ситуации с ламинатом плюс в том, что он востребован как экспортный товар: Россия продолжает экспортировать его в добрый десяток стран — Турцию, Азербайджан, Узбекистан, Киргизию, Молдавия, Болгарию и т.п., общей стоимостью на $17,9 млн в год. По оценкам аналитиков компании Kastamonu, внутреннее потребление ламината в нынешнем году составит около 80 млн кв. м. Спрос снизился, а предложение растет — совокупные мощности локализованных в России производителей за три последних года выросли на 30 млн кв. м, до 130 млн кв. м в год.

Спрос на некоторые другие материалы удерживается в основном потому, что их нечем заменить: например, у ковровых покрытий есть своя стабильная ниша. Никто не станет менять бесшумные и уютные ковры и ковролин на дешевый линолеум в гостиницах, кинотеатрах, офисах и отчасти в ресторанах.

Структура мирового рынка напольных покрытий
Источник: Transparency Market Research Analysis, 2015

Впрочем, ближайшее будущее обещает быть не столь суровым. В следующем году, как прогнозирует Discovery Research Group, рынок напольных покрытий в России вырастет на 2,3%, а к 2020 году его объем составит 294 950 тыс. кв. м. Практически все сегменты рынка, кроме паркетной доски, будут расти. Быстрее всего будет повышаться спрос именно на дешевые и при этом качественные материалы — ламинат и линолеум. Так, сектор ламината увеличит свою долю c 29,7 до 32,8%.

Кризис — хорошее время для того, чтобы предложить рынку оригинальные продукты: хотя спрос на всем известные материалы снижается, зато постоянно образуются новые ниши. В США и Европе происходит революция гибридных материалов — например, лакшери-винила, внешне неотличимого от дерева, но обладающего характерной для пластмассы устойчивостью к влаге и долговечностью, а также декоративного бетона — материала с низкой себестоимостью, прочного и при этом выглядящего не хуже керамической плитки. Пока никто даже не пытался предложить эти покрытия в России — и, вероятно, зря: сегодня как никогда потребитель готов вкладывать деньги в оптимальное сочетание качества, внешнего вида и цены.

Искусство «живой плитки»

У российских технологов есть свои истории успеха. Несколько лет тому назад инновационная компания 3DVL открыла в Санкт-Петербурге производство «живой плитки» — сверхпрочного покрытия, способного менять узор при нажатии. «На данный момент это самое прочное напольное покрытие — оно выдерживают нагрузку до 10 т на квадратный сантиметр, — рассказывает технический директор 3DVL Роман Задворнов. — По нему танк может ехать!» По словам Задворного, «живая плитка» сразу оказалась востребованной, поскольку попала в несколько свободных ниш: «До сих пор не существовало специального напольного покрытия для танцполов. Не было напольного покрытия, обладающего «педагогической» функцией: дети обожают нашу плитку, поскольку она развивает возможности для творчества, фантазии. Заинтересовались нашей продукцией и реабилитационные центры. Было подсчитано: если человек, восстанавливающий способность ходить, видит на полу свои следы, его мотивация повышается почти на треть».

Правда, в России достоинства этой плитки пока недооценивают: 90% идет за рубеж — в Германию, Финляндию, Италию, Испанию, Швейцарию, Израиль и еще в десяток стран Азии. Сделанная на петербургском заводе «живая плитка» украшает полы конгресса США, нью-йоркского Музея современного искусства, центральных офисов Google и Microsoft.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Главные по мусору: переработкой отходов в Подмосковье займутся структура «Ростеха» и сын генпрокурора Главные по мусору: переработкой отходов в Подмосковье займутся структура «Ростеха» и сын генпрокурора

За раздельный сбор и переработку мусора в Московской области заплатят власти

Forbes
Тяжелый случай Тяжелый случай

Неуверенные в себе люди меньше зарабатывают и не так счастливы

Cosmopolitan
Квартира для молодого человека, картины и кота, 55 м² Квартира для молодого человека, картины и кота, 55 м²

Заказчик был против ярких цветов, но в процессе ремонта изменил своё мнение

AD
Почему религия вызывает такие сильные чувства? Почему религия вызывает такие сильные чувства?

Религиозные вопросы и в XXI веке снова вызывают споры

Psychologies
Lexus ES Lexus ES

Это автомобиль-антидепрессант. Дождливая осень уютна и мила, если проводить ее у камина. Пробки, побитый асфальт и плохие водители тоже воспринимаются по-другому за трехслойными стеклами Lexus ES

АвтоМир
Возраст счастья Возраст счастья

Актриса Елена Ксенофонтова говорит, что чувствует себя гораздо красивее и увереннее, чем в 20 лет. Дети, работа, друзья — сегодня она абсолютно довольна своей жизнью.

Добрые советы
Королева и мать Королева и мать

Главная дива те­ле­ка­на­ла «Россия» Дарья Златополь­ская де­ла­ет звезд из чу­жих вун­дер­кин­дов. А сво­е­го пря­чет от ослеп­ля­ю­ще­го света.

Tatler
Дольче Рита Дольче Рита

Рита Ора никогда не ищет легких путей

Cosmopolitan
Infiniti QX50 Infiniti QX50

Он меняет концепцию кроссоверов японской марки. Вместе с ним дебютирует бензиновый мотор с изменяемой степенью сжатия.

Quattroruote
Держать баланс Держать баланс

Зачем топ-менеджеру оборонного завода выигрывать чемпионаты по конному спорту.

Forbes
Volkswagen Polo Volkswagen Polo

Спроектированный для России и выпускавшийся концерном Volkswagen в Калужской области Polo Sedan главную битву своим основным конкурентам проиграл. Попробуем разобраться, почему...

АвтоМир
Тайм-менеджмент для молодой мамы Тайм-менеджмент для молодой мамы

Молодые мамы не понаслышке знают об острой нехватке времени: поиграть, постирать, приготовить, погулять… Кажется, что круговорот дел никогда не закончится, а иногда в ежедневное расписание необходимо добавить еще и работу или учебу! Но ведь так хочется уделить хоть немного времени себе и мужу, а не только малышу. Тогда перед мамой встает вопрос о планировании и распределении времени с не меньшей актуальностью, чем перед бизнес-леди.

9 месяцев
Mazda MX5 Mazda MX5

Скажем сразу: в таком виде японский родстер до российского рынка точно не доберется – с мягким верхом и... левым рулем. Но от приглашения еще раз встретиться с ним отказаться просто невозможно.

Quattroruote
Не сахар Не сахар

Диабет всегда начинается незаметно. А первые симптомы нередко списывают на усталость или плохое настроение. Как же распознать это трудное заболевание вовремя?

Добрые советы
Audi Q2 Audi Q2

Нам выпала возможность протестировать кроссовер в версии 2.0 TDI. Его сильные стороны – комфорт и маневренность. И низкий расход даже с полным приводом.

Quattroruote
Citroen C4: Вторым темпом Citroen C4: Вторым темпом

Три года присутствия на российском рынке не были успешными для французского седана. Изменит ли ситуацию рестайлинг, новые силовые установки и дополненные комплектации? Попробуем со всем этим разобраться

АвтоМир
Посудомоечная машина: есть ли выгода? Посудомоечная машина: есть ли выгода?

Прежде чем покупать этот бытовой прибор, посчитай, во сколько тебе обойдется его использование, и выясни, на чем можно сэкономить.

Лиза
Привет, найденыш! Привет, найденыш!

По улицам бродит немало ничейных котиков и собак. Что делать, если твое сердце дрогнуло и ты подобрала питомца?

Лиза
А мама против! А мама против!

Когда два самых близких тебе человека почему-то не любят друг друга

Cosmopolitan
Буря в бокале Буря в бокале

На рынке бордоских вин намечается очередной передел статусов.

Forbes
Сольный номер Сольный номер

Почему Юлианна Караулова живет интуицией и не торопится с материнством

Cosmopolitan
Алтарь меломана Алтарь меломана

Понятие «меломан» появилось в Европе в середине XIX века и означало человека, который самозабвенно, но поверхностно изучал любые направления музыкального искусства. В наше время меломанами называют тех, кто может слушать разные жанры музыки, но превосходно разбирается в предмете своего интереса. И при этом он поклонник чистоты звука и старается довести звучание своей системы до абсолюта, меняя колонки, кабели и даже электрические розетки в доме. Для таких меломанов-аудиофилов мы составили подробный практикум.

The Rake
Праздник непослушания Праздник непослушания

“Какой славный ребенок растет у Ивановых, всегда всех слушается. Не то что мой...” Готовы поспорить, подобные мысли посещают большинство родителей. Но действительно ли дети должны беспрекословно следовать указаниям взрослых? Попробуем разобраться.

Добрые советы
Лучшее из возможного Лучшее из возможного

Когда вы предлагаете Эвелине Хромченко поговорить о тенденциях осени, а она приглашает вас просто заглянуть в ее гардероб, – это удача. И мы ей с радостью воспользовались!*

Домашний Очаг
Законы привлекательности Законы привлекательности

До определенного возраста мы чувствуем себя желанными и радостно флиртуем с мужчинами. А потом все это внезапно заканчивается. Почему так происходит и можно ли как-то вернуть радость общения с противоположным полом? У нас есть ответы!

Добрые советы
Улыбка с лондонским акцентом Улыбка с лондонским акцентом

Татьяна Веденская написала рассказ об одной удивительной встрече

Cosmopolitan
Вальц без цветов Вальц без цветов

Дизайнер Екатери­на Вальц офор­ми­ла в ком­плек­се “Легенда Цветного” бру­таль­ный муж­ской интерьер.

AD
Kia Optima GT Kia Optima GT

Корейские производители давно и успешно портят нервы европейским конкурентам. Последнее поколение Kia Optima принимает в этом непосредственное участие

АвтоМир
Семья под угрозой: 6 тревожных признаков Семья под угрозой: 6 тревожных признаков

Разногласия, претензии и даже ссоры – это нормально. Они бывают в любой семье и в целом не мешают счастью. Однако, если разлад постоянен, самое время задуматься и принять меры. Особенно если идиллия нарушена беременностью или рождением ребенка. Рассмотрим, что приводит к дисгармонии и каковы возможные решения проблем.

9 месяцев
Популярный формат Популярный формат

Выбор кроссоверов продолжает увеличиваться даже на слабом рынке: в нашем тесте представлены две яркие новинки 2016 года. Но и их коллег просто так не потеснишь!

АвтоМир
Открыть в приложении